June 9

Иностранные разведки получают ключ к секретным кодам России

после того, как газета «День» опубликовала полный текст шифротелеграммы постоянного представителя России при ООН

Скандал в связи с публикацией в газете «День» полного текста шифротелеграммы, направленной 28 мая постоянным представителем России при ООН Юлием Воронцовым, грозит иметь самые серьезные последствия и для газеты, и для того, кто организовал утечку, если, конечно, его имя удастся выяснить.

По сведениям из надежных источников на Смоленской площади, дело вышло за рамки служебного расследования в МИД, начато следствие, которое ведет Министерство безопасности России. Выступая во вторник на брифинге, начальник департамента информации и печати МИД Сергей Ястржембский заявил, что «налицо преступление, состоящее в вопиющем нарушении всех законов и положений — и прежде всего Указа Б. Ельцина „О защите государственных секретов Российской Федерации“… Публикация носит беспрецедентный характер, ни одно правовое государство не знает подобного рода акций».

Российской внешней политике нанесен не только моральный ущерб. Самое неприятное состоит в том, что, имея полный текст шифротелеграммы, зарубежные разведслужбы получили ключ, который может облегчить проникновение в наши секретные коды.

Откуда произошла утечка? Это главный вопрос, на который предстоит ответить следствию. Теоретически возможны два варианта — либо текст телеграммы «газете духовной оппозиции» передал кто-то из сотрудников МИД, либо люди из ближайшего окружения одного из адресатов. По мнению информированных сотрудников Министерства иностранных дел, маловероятно, что ключ к разгадке стоит искать на Смоленской площади. Скорее всего, считают они, осведомитель «Дня» работает в секретариате кого-то из тех, кому была расписана телеграмма Воронцова. Среди адресатов, список которых приводит «День», несколько имен действительно заставляют задуматься…

Как нам дали понять в МИД, не исключено, что газету «День» привлекут к суду — в случае, если будет доказано, что речь идет о нарушении российских законов и разглашении государственной тайны. Дело затрудняется тем, что прецедентов в отечественной юридической практике, пока, кажется, не было.

Главный редактор «Дня» Александр Проханов прокомментировал ситуацию так: «Первое. Газета „День“ с удовольствием сядет на скамью подсудимых — рядом с Бакатиным, которого, как известно, тоже обвиняют в разглашении секретных сведений и с которым у нас наконец-то найдется повод поговорить. Второе. Мы получили текст, о котором идет речь, в виде ксерокопии, гуляющей по Москве. На ней не было ничего, что свидетельствовало бы о разглашении государственной тайны. Третье. Газета „День“ подвергается непрерывному остракизму со стороны власть имущих, и за свои убеждения мы готовы пострадать».

Максим ЮСИН,

«Известия» 20 июня 1992 года