«Зеленые» всего мира объединились на конференции в Рио
Сегодня в Рио-де-Жанейро открывается Всемирна» конференция ООН по окружающей среде и развитию — самый крупный и, возможно, один из самых конфликтных форумов в новейшей истории. Еще никогда конференции, проводимые международным сообществом, не были столь представительны, а их повестка не включала в себя такой набор противоречий, как та, что состоится в Бразилии.
Ее участникам предстоит вывести формулу сбалансированного развития человечества, в которой сопрягаются интересы защиты окружающей среды и технического прогресса, что требует не просто совместного объяснения в любви к природе, а смены всей нынешней экономической модели. Именно это обещает превратить конференцию в «крепкий орешек», попытки расколоть который угрожают обернуться вспышкой «зеленой войны» — на манер войны «холодной» — между промышленно развитым Севером и странами «третьего мира»—Югом.
Драматизм этих противоречий связан с тем, что нужды сбалансированного развития требуют баснословных денег. По некоторым расчетам, необходимо около 600 млрд, долларов только для того, чтобы смягчить остроту самых неотложных экологических проблем. По мнению нищающего, оказавшегося в долгу, как в шелку, Юга, благополучный Север должен взять на себя значительную часть этих расходов и обеспечить «третьему миру» доступ к «чистым» — природосберегающим технологиям.
Кому, когда и как предстоит заплатить за то, чтобы спасти планету, — именно это будет не только ключевым, но и наиболее сложным пунктом повестки дня конференции.
Ожидается, что в работе Рио-92, как неофициально называют конференцию, примут участие делегаты из 185 стран, при чём более ста из них будут представлены главами государств и правительств, включая лидеров «большой семерки». Делегацию России возглавляет вице-президент Александр Руцкой. Соберутся в Бразилии и такие всемирные знаменитости, как принц Чарльз, далай-лама, Кусто, Джейн Фонда и Тэд Тернер, Стинг, Элтон Джон… Общее же число участников конференции составит приблизительно 30 тысяч человек.
Итогом же конференции должен стать пакет соглашений, выработанных в результате двухлетних и весьма напряженных консультаций. Среди них — Декларация Рио, определяющая нормы «экологического этикета», который должен быть принят в международном сообществе; соглашение о сохранении биологического разнообразия мира, договор по климату и ряд других. Программой совместных действий станет объемный документ, название которого несколько громоздко переводится на русский, как «Повестка дня XXI века».
Уже накануне конференции стало ясно, сколь сложным будет обсуждение этих документов. Под нажимом Соединенных Штатов, например, из соглашения по климату «выпали» конкретные обязательства развитых стран снизить объемы выбросов в атмосферу углекислого газа, — именно он повинен в «парниковом эффекте», который угрожает катастрофическим потеплением климата. За несколько дней до начала конференции Дж. Буш известил о том, что не подпишет и соглашение о сохранении биологического разнообразия мира, назвав документ «в корне неверным» и сославшись на то, что соглашение наносит ущерб интересам Соединенных Штатов. Дж. Мейджор предупредил, что не стоит ожидать от конференции слишком многого. Ожидания, связанные с Рио-92, по его мнению, завышены по сравнению с результатами, которые могут быть там достигнуты. Карло Рипа Ди Мена, член комиссии ЕС по делам экологии, вообще заявил о том, что не поедет в Рио, поскольку не хочет принимать участие в конференции, на которой «все оговорено заранее». 250 ученых, среди них 52 нобелевских лауреата, подписали воззвание, в котором предостерегли лидеров от соблазна поступиться интересами прогресса и науки во имя любой к природе. Экология, полагают ученые, таит в себе опасность стать «новой религией» или «новым марксизмом».
Обращает на себя внимание, что Россия стала одной из немногих стран, которая никак не обозначила свою позицию на конференции и свои приоритеты в отношении проблем, которые будут на ней обсуждаться. И это тем более странно, так как в мире полагают, что ни одна другая цивилизация не отравляла в течение столь долгого времени свои землю, воздух, воду и население, как это делал Советский Союз. Нам самим, впрочем, это известно даже лучше, чем миру.
И ладно бы, если наше молчание можно было бы объяснить лишь отсутствием постоянно действующего механизма общения правительства и прессы, — наподобие, чтобы далеко не ходить за примерами, регулярных брифингов в вашингтонском Белом доме. Или хотя бы крайней занятостью наших лидеров, поглощенных решением не менее сложных политических и экономических проблем.
Хуже, если такой позиции и таких приоритетов у России сегодня попросту нет. В таком случае остается надеяться, что конференция в Рио поможет нам обнаружить их.