Запрещена КПСС, а не коммунисты. Их никто не преследует
Народный депутат Олег РУМЯНЦЕВ, член Верховного Совета России, ответственный секретарь Конституционной комиссии РФ, подал в Конституционный суд Российской Федерации ходатайство о признании неконституционности КПСС и КП РСФСР и подтверждении конституционности указов Президента России о приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР. Наш корреспондент встретился с ним.
— Олег Германович, в связи с обращением коммунистов в Конституционный суд о признании неконституционными указов российского Президента о деятельности КПСС хотелось бы разобраться конкретнее, что запрещено: партия, ее деятельность, идеология или вообще все коммунистическое?
— В первом пункте Указа Президента РСФСР от 23 августа 1991 г. говорится, что материалы расследования фактов антиконституционной деятельности органов соответствующей партии должны быть направлены на рассмотрение судебных органов. Однако нигде в упомянутых указах Президента РСФСР не ставится вопрос о признании неконституционными самих КПСС и КП РСФСР. В Указе Президента РСФСР от 23 августа 1991 г. говорится о приостановлении деятельности органов и организаций Коммунистической партии РСФСР. В Указе Президента РСФСР от 25 августа 1991 г. упоминается о роспуске ЦК КПСС и приостановлении деятельности КП РСФСР. Наконец, Указом Президента РСФСР от 6 ноября 1991 г. прекращается на территории России деятельность КПСС, КП РСФСР, а их организационные структуры распускаются. Таким образом, сохраняется возможность деятельности КПСС и КП РСФСР за пределами Российской Федерации, а также вне Организационных структур. В связи с этим нами прямо ставится, в частности, вопрос о признании неконституционными самих КПСС и КП РСФСР.
— Имеются для этого веские причины?
— Хотя бы то, что КПСС и компартия РСФСР приняли прямое участие в организации деятельности ГКЧП в центре и на местах. Утром 19 августа состоялось заседание секретариата ЦК КПСС. Оно приняло текст шифрограммы, направленной из Москвы в 10 часов 50 минут: «ЦК компартий, рескомам, крайкомам, обкомам КПСС. В связи с введением чрезвычайного положения примите меры по участию коммунистов в содействии государственному комитету по чрезвычайному положению в СССР». Именно в ЦК КПСС получили рано утром 19 августа инструктаж о способах информирования населения о документах ГКЧП председатель Всесоюзной телерадиокомпании Кравченко и заместитель генерального директора ТАСС Шишкин. 20 августа секретариат ЦК КПСС направил в местные комитеты партии вторую шифрограмму: «В связи с введением чрезвычайного положения в отдельных местностях СССР просим регулярно информировать ЦК КПСС о положении в регионах, настроении людей, о принимаемых мерах по наведению порядка и дисциплины, о реакции населения на мероприятия ГКЧП СССР».
Наконец, о непосредственном отношении ЦК КПСС к путчу свидетельствует заявление политбюро ЦК партии, направленное шифрограммой 20 августа в 15.30 «для согласования (на шифрограмме есть пометка: «О согласовании и замечаниях просьба срочно сообщить шифром сегодня») членам политбюро ЦК КПСС в республики и области. На подлиннике заявления имеется приписка: «С т. Ивашко В. А. согласовано. Рассмотрено с участием секретарей ЦК КПСС. 20.08.91.».
Таким образом, нельзя не засвидетельствовать: политбюро и ЦК КПСС поддержали ГКЧП и его действия по осуществлению государственного переворота, даже не пытались защитить и освободить из-под ареста своего генерального секретаря и тем самым способствовали путчистам. Соответственно поведению высшего руководства КПСС действовало и руководство местных комитетов партий. Не удалось выявить ни одного факта открытого противодействия ГКЧП со стороны рескомов, крайкомов, обкомов КПСС. Имеющиеся документы свидетельствуют о том, что активно поддержали действия ГКЧП ЦК КП Кыргызстана, Украины, Адыгейской, Алтайской, Краснодарской, Львовской, Липецкой, Тамбовской, Саратовской, Самарской, Оренбургской, Ульяновской, Иркутской, ГорноАлтайской, Северо-Осетинской, Нижегородской и других республиканских, краевых и областных партийных организаций.
Согласно части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации — России «не допускаются создание и деятельность партий, организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение советского конституционного строя и целостности социалистического государства, подрыв его безопасности, разжигание социальной. национальной и религиозной розни».
— В своем ходатайстве вы обвиняете КПСС в разжигании социальной розни…
— Возьмите тезис о преступном и антигуманном характере частной собственности. В качестве своей цели Коммунистической партией официально объявлялось установление сначала социалистических, а затем и коммунистических общественных отношений. Необходимым условием этого признавалось устранение целого социального класса — класса частных собственников, как крупных, так и мелких, в том числе крестьянства. Они объявлялись фактически врагами всего остального населения, благосостояние которого считалось несовместимым с самим их существованием как «эксплуататоров». Представители этого класса в массовом порядке уничтожались физически при самом прямом участии руководителей КПСС и органов этой партии.
Компартия добивалась подчинения всех проводимых в стране мероприятий классовым интересам. Партия всегда рассматривала себя как орудие осуществления классового господства, противопоставляя себя как «авангард» всему остальному обществу.
Деятельность КПСС на всем протяжении ее существования характеризовалась также разжиганием национальной и религиозной возни. Свидетельством этого явились, в частности, выселение в свое время целых народов и отказ в полном восстановлении их прав вплоть до настоящего времени.
— В народе сейчас можно услышать: коммунисты, обратившиеся с иском в Конституционный суд, сами нарушали Конституцию во все годы своей власти. Разделяете ли эту точку зрения вы — один из авторов проекта новой Конституции России?
— Да, конечно. КПСС, КП РСФСР и их предшественники в своей деятельности неоднократно нарушали конституционные права и свободы граждан. Только один пример. Уничтожение многопартийности явилось смыслом деятельности Коммунистической партии. С 1921 г. был положен конец открытой политической деятельности социал-демократической партии (меньшевиков) и социалистической партии (эсеров). В. И. Ленин прямо заявлял, что единственным местом для меньшевиков и эсеров является тюрьма.
Коммунистическая партия создала и руководила огромным аппаратом систематического террора. Еще в 1922 г. В. И. Ленин дал указание: сформулировать в новом уголовном кодексе статью о терроре. Коммунистическая партия закрепляла свои позиции с помощью органов госбезопасности. Я считаю, ошибочно приписывать творимый в стране террор отдельным руководителям госбезопасности либо абстрактному культу личности. Беззаконие вытекало из привилегированного положения компартии по отношению к закону.
КПСС, будучи по Уставу лишь добровольной общественно-политической организацией — партией, присвоила себе и длительное время реально осуществляла в лице своих исполнительных структур на всех уровнях функции государственно-властного принуждения.
Действия КПСС в правовом смысле должны быть квалифицированы как узурпация государственной власти, как подрыв государственного суверенитета, принадлежащего исключительно лишь народу.
— Но ведь в статье второй Конституции СССР от 7 октября 1977 года четко обозначено: «Вся власть в СССР принадлежит народу…»
— Ав статье шестой той же Конституции говорится: «Руководящей и направляющей силой советскою общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза».
Такое понимание места, отведенного КПСС самой себе в политической системе, подтверждается и ее программно-уставными документами. В части 4 новой редакции Программы КПСС (с. 76) зафиксировано: «КПСС считает необходимым тщательно учитывать специфику функций партийных, государственных и общественных органов, координировать их работу…». Вполне очевидно, что организация, которая объявляет о себе в своем программном документе как о «координаторе» деятельности государственных органов, исходит из представления о себе как о надстоящей по отношению ко всем им инстанции. В разделе 4 части 2 новой редакции Программы КПСС говорится, что «под ее (партии) руководством функционируют все другие звенья этой системы — Советское государство, профессиональные союзы».
Наиболее неприкрытое вмешательство КПСС в управление чисто государственными структурами прослеживается по Программе и Уставу КПСС в отношении к Вооруженным Силам. В статье 68 Устава КПСС, принятого на XXVII съезде КПСС, прямо сказано, что «Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота работает на правах отдела ЦК КПСС». А в Программе КПСС заявлено (с. 49), что «КПСС считает необходимым и в дальнейшем усиливать свое организующее и направляющее влияние на жизнь и деятельность Вооруженных Сил, укреплять единоначалие…». В закрытом положении о КГБ от 1959 г. содержится прямое указание на то, что КГБ является вооруженным отрядом партии и действует под контролем руководства КПСС.
Признание неконституционности КПСС имеет свой специфический правовой смысл. КПСС должна быть признана неконституционной как высший на территории всего государства, в том числе и по отношению к Верховному Совету СССР, незаконно действующий и неподконтрольный орган государственной власти, создающий тем самым угрозу безопасности обществу и государству. С точки зрения функционирования КПСС непосредственно как партии, она должна быть признана неконституционной как поддерживающая и обеспечивающая организационными, финансовыми, политическими и идеологическими средствами данный незаконно функционирующий на территории суверенного государства орган власти.
А по статье 125-5 (пункт 11) Конституции Российской Федерации — России, Президент Российской Федерации — России «принимает меры по обеспечению государственной и общественной безопасности Российской Федерации — России». В этой связи правовые акты Президента Российской Федерации, направленные на пресечение деятельности организационных структур КПСС в связи с подготовкой и непосредственным осуществлением насильственного изменения советского конституционного строя в форме попытки государственного переворота в августе 1991 г., должны быть признаны конституционными. Цель и реальная попытка насильственного изменения советского конституционного строя служит основанием для вынесения Конституционным судом Российской Федерации также решения и о неконституционности КПСС.
— Дает ли все это основание для национализации имущества КПСС? Сейчас в обществе об этом бурно дискутируют.
— За время своего нахождения у власти КПСС фактически бесконтрольно распоряжалась средствами из государственного бюджета и государственным имуществом. Тем самым она нанесла огромный имущественный ущерб обществу и государству. Финансовых отчетов о своей деятельности компартия гласно не публиковала; ответственность за составление бюджета партии фактически лежала на министре финансов. Поэтому национализация имущества КПСС является правомерным актом, призванным хотя бы частично возместить этот ущерб. Кроме того, имеются многочисленные свидетельства о присвоении КПСС валютных средств, незаконном хранении их за рубежом, об осуществлении валютных махинаций.
— Что подразумевает «прекращение деятельности КПСС»?
— Прекращение деятельности КПСС означает тем самым и прекращение деятельности всех ее органов и территориальных организаций, в том числе и Коммунистической партии РСФСР. Она, исходя из постановления ее учредительного съезда «Об образовании Коммунистической партии РСФСР», а также Устава КПСС, являлась лишь республиканской территориальной организацией КПСС. Так, в названном постановлении записано: «Установить, что Коммунистическая партия РСФСР объединяет партийные организации, расположенные на территории республики, является составной частью КПСС, руководствуется ее программными документами и Уставом, имеет единый с ней партийный билет».
На основании всего этого я ходатайствую о признании неконституционности Коммунистической партии Советского Союза и КП РСФСР, о подтверждении конституционности указов Президента РСФСР о приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР от 23 августа 1991 г. и объявлении государственной собственностью России всего принадлежащего КПСС и Коммунистической партии РСФСР имущества от 25 августа 1991 г., «О деятельности КПСС и КП РСФСР» от 6 ноября 1991 г. и о прекращении на территории РСФСР деятельности КПСС, КП РСФСР и роспуске их организационных структур.
Мое ходатайство поддержала многочисленная группа народных депутатов России.