Интернационализация конфликта
По сообщению агентства «Туран», 22 мая нападения армянских боевиков на район Садарак Нахичеванской АР продолжались. По приказу Комитета обороны (КО) Нахичевани все 14-тысячное население района эвакуировано. В Садарак продолжают прибывать добровольцы из различных районов Азербайджана. Между тем позиция главнокомандующего ОВС СНГ, исключающая военное вмешательство Турции в конфликт, вызвала резкую реакцию руководства Нахичеванской АР и Азербайджана. По мнению Гейдара Алиева, Нахичеванская АР имеет право просить Турцию о военном вмешательстве на основе Карского договора от 1921 года. По словам нахичеванского лидера, «недоумение вызывают не только заявление Шапошникова, но и переговоры, которые ведут в Армении госсекретарь России Бурбулис и министр обороны Грачев». Заявление маршала Шапошникова об угрозе третьей мировой войны было подвергнуто критике со стороны заместителя спикера парламента Азербайджана Тамерлана Гараева, который на пресс-конференции в полпредстве Азербайджана в Москве 22 мая сказал: «Такие заявления ещё более поощряют агрессора, оккупировавшего азербайджанскую территорию, и дают карт-бланш для дальнейших безнаказанных действий».
В этой связи Тамерлан Гараев предупредил: «Если и далее события в регионе будут развиваться таким образом, то руководство Азербайджана обратится к Турции с просьбой о немедленном военном вмешательстве для отражения агрессии Армении». Вице-спикер азербайджанского парламента не исключил возможности того, что он по поручению руководства республики проведет 25 мая встречу с премьером Турции Демирелем, который прибудет в Москву с официальным визитом.
На вопрос одного из журналистов о том, причастны ли спецслужбы России к захвату армянскими войсками Шуши, Тамерлан Гараев ответил: «Это может доказать только следствие, которое пока не завершилось».
21 мая МИД Азербайджана направил ноту внешнеполитическому ведомству Армении. Захват армянскими войсками города Лачина и нападение на автономную часть Азербайджана — Нахичевань МИД Азербайджана квалифицирует как «вопиющий факт беззакония и цинизма». 22 мая с заявлением выступило внешнеполитическое ведомство России. «Никакие привходящие обстоятельства. — отмечается в заявлении МИД России, — не дают права государству прибегать к аннексии чужой территории. Никто не может рассчитывать на поддержку со стороны России подобных противоправных действий». В связи с этим МИД России подчеркивает, что «нельзя согласиться с захватом Лачина, а также, если это действительно имело место, с нападениями вооруженных формирований на пограничные с Арменией районы Нахичевани».
Между тем Вашингтон вновь призвал Азербайджан и Армению «способствовать нормализации ситуации в регионе». Официальный представитель Госдепартамента США Ричард Ваучер на пресс-конференции 21 мая вновь повторил позицию Вашингтона: США не поддержат вмешательство третьей стороны в конфликт. Роль Турции в конфликте, по мнению Ваучера, конструктивна. Он сообщил, что на следующей неделе госсекретарь Д. Бейкер намерен провести переговоры по карабахскомму вопросу с главой МИД Турции Четином в рамках совещания в Лиссабоне. По словам Ваучера, госсекретарь также планирует провести беседы отдельно с главами внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана.
По информации турецких источников, командование ОВС СНГ принимает меры по укреплению Гранин Нахичевани с Турцией и Ираном. Сообщается, что находящиеся здесь погранвойска СНГ, ранее подчинявшиеся КГБ СССР, приведены в состояние повышенной боевой готовности.
Министр иностранных дел Армении Раффи Ованнисян заявил 21 мая в Москве журналистам, что карабахский конфликт подошел к своему критическому этапу, когда время риторических заявлений уже прошло и пора наконец начинать переговоры.
«Все, кто не поленится побывать на границе с Нахичеваном, — сказал министр, — смогут убедиться, что армянские вооруженные силы находятся в пределах территории своей республики и лишь отвечают на обстрелы армянских сел». Они никогда не атаковали и не занимали город Садарак — сообщения об этом являются дезинформацией со стороны Азербайджана и Турции.
Раффи Ованнисян заявил, что Азербайджан и Турция используют ситуацию в Нахичеване, чтобы обеспечить предлог для турецкой агрессии и ввода войск в регион. И, если Армения делает все, чтобы локализовать конфликт, Азербайджан намерен расширить его границы, чтобы разрешить проблему военным путем. «Еще несколько месяцев назад правительство Демиреля придерживалось нейтралитета, но сейчас ситуация иная, у нас есть свидетельства, что Турция оказывает Азербайджану не только дипломатическую и экономическую поддержку, но и военную», — сказал министр, но, сославшись на состоявшийся несколько дней назад телефонный разговор со своим коллегой Ине-ню, продолжил: «Несмотря на то, что в последних заявлениях турецкое правительство бросило военный вызов Армении, Иненю утверждает, что «не предусмотрело никакого военного вмешательства третьей страны в Нахичеване». Ту же позицию подтвердили в телефонных переговорах президенты Армении и США, а госсекретарь Бейкер в беседе с Ованнисяном выразил официальную американскую позицию — любое вмешательство со стороны Турции неприемлемо для США.
Коснувшись последних событий в Нагорном Карабахе, Раффи Ованнисян сказал, что «мировое сообщество склонно упрощать факты» — гуманитарный коридор был открыт из НКР в Армению, так как народ Карабаха четыре года в полной блокаде сдерживал азербайджанскую агрессию, и все это время обещания международных организаций, включая СБСЕ, оказать гуманитарную помощь не были реализованы. Более того, все представители НКР были исключены из процесса мирного урегулирования, и, следовательно, «чего можно было ожидать от народа, обреченного на гибель, народа, которому было отказано даже в праве участвовать в тех международных конференциях, которые намереваются решать его судьбу». Факт в том, что НКР — независимый политический фактор, и любой процесс мирного урегулирования карабахского конфликта должен преходить с участием законных властей Карабаха. Армения пока признала только право народа Карабаха на самоопределение, считая, что только прямые переговоры между Баку и Степанакертом могут решить проблему, и до сих пор «держала двери открытыми». Армения поддержит любую приемлемую для Степанакерта резолюцию, но, если переговоры не состоятся, ее правительство вынуждено будет пересмотреть свою позицию и признать независимость НКР. Министр выразил сожаление, что международное сообщество лишь теперь обратило внимание на проблему Карабаха, тогда как еще год назад, когда там было уничтожено 25 армянских деревень и некоторые из них до сих пор оккупированы, оно было более хладнокровно.
Миссии СБСЕ, побывавшие в регионе, до сих пор не смогли найти конкретных форм прямого участия НКР в переговорах, следствием чего стало заявление Президиума ВС НКР о том, что республика считает невозможным свое участие в конференции СБСЕ по Нагорному Карабаху, «которая оказалась не в состоянии добиться выполнения своей резолюции о прекращении блокады и игнорирует тот факт, что правительство Азербайджана ведет войну против народа НКР». Министр иностранных дел Армении пообещал, что правительство его страны обсудит с властями НКР эту ситуацию и сделает все, чтобы повлиять на их окончательное решение, но для этого необходимо, чтобы СБСЕ и мировое сообщество признали право НКР на равных участвовать в конференции, где будет обсуждаться ее вопрос, — «иначе она не будет иметь успеха». «Азербайджан, — сказал Ованнисян, —также заявил, что не будет участвовать в минской конференции, и наша коллективная задача — обеспечить присутствие обеих сторон».
Отметив, что Армения приветствует, прибывшую 21 мая в Ереван миссию ООН по сбору фактов, Раффи Ованнисян выразил надежду, что на основе рапорта миссий Совет Безопасности ООН примет решение направить в регион силы по поддержанию мира, которые могли бы расположиться вдоль границ Нагорного Карабаха и гарантировать жизнь и безопасность местному населению. И только потом должны начаться переговоры о статусе НКР.