May 21, 2022

Россию ждет новая модель экономического роста

Однако даст ли она что-нибудь?

Итогом 3-недельной работы группы правительственных экспертов в Волынском стала представленная вчера на заседании правительства России Программа углубления экономических реформ.

30-страничный документ включает в себя комплекс мер по дальнейшей стабилизации и либерализации экономики. В частности, программа подтверждает введение в самом ближайшем будущем конвертируемости рубля, отмену нетарифных ограничений во внешнеэкономической деятельности и высвобождение еще не освобожденных цен.

Однако, как и ожидалось, программа второго этапа реформы представляет собой прежде всего концепцию структурной перестройки российской экономики.

Поэтому ключевым ее моментом является новая модель экономического роста. Последняя представляет собой переориентацию развития экономики с централизованного государственного инвестирования на в значительной степени долгосрочные частные инвестиции. Неотъемлемой частью новой экономической модели должна стать активная налоговая политика (предусматривающая, в частности уже в 3-м квартале снижение налогов), поощрение экспорта и т. п.

Тем не менее именно основная часть программы, связанная с выходом страны из глубокого структурного кризиса, представляется наиболее противоречивой.

И дело здесь, естественно, не в недостаточной квалификации разработчиков программы. Помимо макроэкономических трудностей, связанных со сложностями осуществления структурной перестройки, — а в них правительство, кстати сказать, вполне отдает себе отчет — команду Гайдара безусловно подстерегают препоны политического характера. В самом правительстве могут существовать различные точки зрения и об источниках финансирования структурной перестройки, и о сроках снятия квот и лицензий и о конкретных путях конвертации рубля — это вполне естественно и в этом, наверное, нет особой беды.

Однако сложно представить себе стабилизацию денежной кредитной системы без осуществления банковской реформы, без проведения жесткой централизованной денежно-кредитной политики. А рычаги управления от нее в значительной степени находятся в руках парламента. Усилия правительства по «открытию экономики» могут быть нейтрализованы, и одобренный вчера ВС в первом чтении законопроект о валютном регулировании, фиксирующий в противовес программе жесткое административное регулирование. О демилитаризации экономики можно даже и не упоминать.

Впрочем, еще более любопытным является тот факт, что именно накануне обсуждения программы были приняты пресловутые решения самого правительства по ограничению наличного оборота и введены фиксированные цены на нефть.

Как сообщил экономический советник правительства Алексей Улюкаев, одобренная вчера программа является пока лишь промежуточным вариантом. В окончательном виде она будет готова после проработки ее в министерствах и ведомствах к 15— 20 июня. Так или иначе — впереди у экономической команды Гайдара нелегкий путь.

Вчера же правительство отклонило представленный Министерством топлива и энергетики проект государственной программы стабилизации нефтегазового комплекса, который предусматривал финансовую стабилизацию и освоение новых месторождений. В ходе обсуждения программы президент сделал замечание о необходимости отработки структур управления отрасли. Замечание президента вероятно, связано, с тем, что влиятельная группа гендиректоров предприятий нефтегазового комплекса ратует за отставку министра Владимира Лопухина. По сообщению Алексея Улюкаева, измененный вариант программы будет обсуждаться 30 мая на расширенном заседании у президента руководителей отрасли.

При обсуждении государственной программы приватизации председатель Госкомимуществ Анатолий Чубайс выделил три центральные задачи:

— активизация малой приватизации через конкурсы и аукционы;

— подготовка к большой приватизации через корпоризацию и акционирование предприятий и создание фондового рынка;

— проведение, начиная с четвертого квартала этого года, «народной приватизации», т. е. выдачи населению именных приватизационных счетов.

Предусматривается приватизировать к концу года объекты государственной и муниципальной собственности в объеме 72 млрд, рублей. Однако темпы приватизации, по мнению Чубайса, сильно отстают от запланированных. На 10 мая объем приватизированных объектов не превысил 3,5 млрд, рублей. Правительство связывает свои надежды по ускорению процесса с подключением к нему в конце года «народной приватизации».

«Независимая газета» 22 мая 1992 года