В Крыму начинается жаркое лето
Могут ли Россия и Украина качать войну из-за Крыма? Вопрос был задан Леониду Кравчуку десять дней назад на пресс-конференции, а штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. От прямого ответа президент уклонился. Но принятое 21 мая решение российского парламента об отмене акта 1954 года с тревогой возвращает нас к этому вопросу.
Заседание российского парламента временами напоминало митинг национал-патриотов. Попытки министра иностранных дел Андрея Козырева найти дипломатический выход из ситуации — осудить акт 1954 года, но не принимать никакого решения — не удались. На министра посыпались обвинения в том, что руководимое им внешнеполитическое ведомство не защищает интересы своей державы. Один из ораторов долго вслух горевал по поводу и без того многочисленных «наших» потерь: «Мы потеряли Восточную Европу, Прибалтику, Афганистан». Другой призвал взглянуть еще шире — на все когда-либо отторгнутые у России территории, включая Казахстан. Вдохновляемая Бабуриным фракция «Россия» предложила хрущевский подарок не отнимать, -но «дарственную» признать недействительной. Бабурин, Исаков и поддержавшее их большинство склонили парламент к решению: считать акт о передаче Крыма Украине не имеющим юридической силы.
Таким образом, заявление Хасбулатова о том, что отмена «неправового акта» не означает наличия территориальных претензий к братскому народу Украины, было понято Кравчуком правильно, как только и можно понять: претензии имеются. О чем президент Украины и заявил публично.
Тугой южный узел отчасти ослаблен благоразумным решением крымского парламента отменить постановление о провозглашении государственной самостоятельности Республики Крым и до 10 июня приостановить решение о проведении референдума, пока не будут разграничены полномочия между парламентами Украины и Крыма. Если в ответ на этот акт доброй воли со стороны Симферополя Киев аннулирует проект закона «О представительстве президента Украины в Республике Крым», то есть надежда, что хотя бы южные участники нынешней «крымской кампании» договорятся.
Достанет ли теперь российскому руководству мудрости и политической воли, чтобы предотвратить возможные последствия недальновидного, на мой взгляд, парламентского решения о судьбе Крыма?