В Белоруссии тактических ядерных зарядов больше нет. С территории Украины их, возможно, выедут к 1 июля
В Главкомате СНГ и в российском правительстве корреспондента «НГ» заверили: вывод тактического ядерного оружия из Белоруссии был завершен к началу мая 1992 года — ка два месяца раньше контрольного срока. Теперь на территории суверенной Беларуси остались только стратегические силы: 54 установки грунтовых мобильных ракет Р-12М с моноблочной боевой частью, развернутых в районах Лиды и Мозыря (примерно 20 процентов от общего числа подобных установок на территории СНГ). Вывод оставшегося на территории Белоруссии ядерного вооружения должен быть закончен к концу 1994 года. Однако больших технических трудностей подобная операция не представляет — установки могут (если потребуется) уйти своим ходом. Поэтому вполне возможно, что вывод стратегических сил из Белоруссии также закончится значительно раньше официального контрольного срока.
Продолжается ранее прерванный на два месяца вывоз тактических боезарядов с Украины. В Генеральном штабе корреспонденту «НГ» заявили, что технически вполне возможно закончить вывод к 1 июля нынешнего года, несмотря на задержку: «Мы сейчас нагоняем сорванный ранее график».
Есть все основания полагать, что отчетливо выраженное по дипломатическим каналам неодобрение мирового сообщества изменило таки позицию киевского руководства. 5 мая начался официальный визит Леонида Кравчука в Вашингтон. Возобновленный вывод боеголовок был, надо думать, одним из основных условий приглашения украинского президента американцами (а в дальнейшем и американских денег).
Теперь можно надеяться на то, что тактическое ядерное оружие будет вскоре сконцентрировано на территории России, где значительная его часть будет демонтирована. Тогда проблема «новых» ядерных держав (Украина, Беларусь, Казахстан) потеряет во многом свою остроту, поскольку контролировать стратегическое оружие несравненно легче. Межконтинентальная (более 10.000 км) дальность стратегических баллистических ракет исключает их применение в региональных конфликтах, а большой вес боеголовок практически исключает другие, альтернативные способы доставки к цели. Так что, если «новые» ядерные державы попытаются стать таковыми не в теории, а в реальности, им придется по сути создавать ядерный потенциал заново. При этом, конечно, могут быть в принципе использованы компоненты стратегического оружия, развернутого вне российской территории, однако на это потребуются немалые усилия и время. И вряд ли подобную ядерную программу (если она когда-либо будет начата) удастся долго держать в секрете от мирового сообщества.
Месяц назад существовала вполне реальная угроза распространения ядерного оружия за пределы официального «ядерного клуба» пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. Сегодня можно перевести дух и немного успокоиться. Если в ближайшее время не начнется давно обещанный некоторыми политиками и политологами распад Российской Федерации на ряд суверенных (в том числе и в ядерной области) государств, геополитический баланс сил в Евразии может вновь приобрести черты застойной стабильности.