Вашингтон настаивает на неядерном статусе Киева, Минска и Алма-аты
Из просочившихся в печать сведений стало известно: Соединенные Штаты предложили правительствам Украины, Беларуси и Казахстана подписать специальный протокол, который превратит их в субъект Договора о нераспространении ядерного оружия. По протоколу эти три республики бывшего СССР возьмут на себя обязательство, во-первых, никогда не претендовать на статус ядерных держав и, во-вторых, уже к 1999 году, когда должен быть окончательно претворен о жизнь Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, вывезти со своей территории все имеющееся ядерное оружие.
Формулировки нового предложения Вашингтона сами по себе интригуют и заставляют задаться вопросом: не происходит ли ужесточение позиции? Если следовать сообщению в журнале «ЮС ньюс энд уорлд рипорт», требуется официальное отречение «в самый ближайший срок» от каких-либо ядерных амбиций (под этим понимается подписание протокола к Договору о нераспространении ядерного оружия). Это повлечет за собой — в качестве ответного шага — «признания» трех республик — Украины, Беларуси, Казахстана.
Поскольку администрация США уже объявила об установлении дипломатических отношений в полном объеме с Киевом, Минском и Алма-Атой, то обещание «признать» их правительства в обмен на присоединение к договору в качестве неядерных государств можно объяснить только двумя способами. Либо это опечатка журнала. Либо беспокойство по поводу расширенного состава «ядерного клуба» достигло в Вашингтоне высшей точки кипения.
Скорее всего, Вашингтон начинает наращивать давление на Киев, Минск и Алма-Ату. Наверняка он выступил главным автором заявления НАТО на позапрошлой неделе, где трем республикам отказано в праве именоваться ядерными. Тогда же госсекретарь Дж. Бейкер заявил: «Америка, придерживающаяся курса на изоляционизм, никогда не сможет обеспечить свою безопасность». Каждое слово ложится в строку. Увещевание и дипломатическое давление отделяет тонкая грань. Как это отзовется в Киеве, Минске и Алма-Ате?
Поскольку внешняя политика этих государств еще проходит этап становления, а руководство там нуждается в поддержке со стороны населения, тех же избирателей, то давление со стороны США возымеет эффект в том случае, если выгоды от хороших отношений с ними (гуманитарная помощь, кредиты, инвестиции, демонстрация дружбы и т. д.) перевесят издержки от уязвленной национальной гордости и «обиды за державу». Пока первое не уравновешивает второе. Поэтому Вашингтон, видимо, предпримет дополнительные дипломатические усилия, чтобы добиться своего.