Россия. Украина. Флот. Крым...
Возобновившая свою работу сессия Верховного Совета Украины не погасила страсти, разгорающиеся всей: большей силой в отношениях между Россией и Украиной.
Депутаты решили рассмотреть прежде всего военные вопросы. Состояние дел в этой сфере осветил министр обороны республики генерал-полковник К. Морозов. Он, в частности, заметил, что ему все труднее находить общий язык с командованием Объединенных вооруженных сил СНГ, которое стало на путь активного противодействия военному строительству в республике. Генералы и адмиралы из Москвы открыто выражают интересы не столько стран Содружества, сколько одной России. К. Морозов сообщил о назначении командующим военно-морскими силами Украины контр-адмирала Б. Кожина. В ночь перед назначением Крымская военная база, которой он командовал, была неожиданно блокирована с моря военными и десантными судами, в точности повторившими операцию по блокированию М. Горбачева в августе 1991 года. Но контр-адмирала на месте не оказалось — он «передислоцировался» в состав прибывшей в Крым делегации Верховного Совета и министерства обороны Украины.
О том, что конфликт между двумя государствами набирает нешуточный характер, свидетельствует эволюция мер, которыми депутаты предлагали пользоваться в отношениях с Россией. Начали с ноты протеста правительству соседней страны, отзыва полномочного представителя из Москвы, выхода из Содружества и обращения в Совет Безопасности ООН на агрессивнее действия России, а закончили стратегическими мерами повышения обороноспособности республики. Депутат парламента генерал Толубко предложил разработанную в деталях систему ядерного оборонного щита Украины, в котором задействовано как тактическое ядерное оружие, так и четыре десятка мощнейших стратегических ракет с радиусом действия в десять тысяч километров. По словам генерала, такой щит автоматически снимет любые территориальные притязания к Украине с использованием силовых методов для их решения. После выступления этого депутата в зале прозвучали аплодисменты.
Сессия приняла документ о военной политике Украины. Журналистам на руки его не дали. А вот в другом документе, посвященном «дополнительным мерам по обеспечению получения Украиной безъядерного статуса», утвержденном сессией пока в первом чтении, есть такое принципиальное положение: «считать целесообразным не вывозить с территории Украины тактического ядерного оружия до разработки и внедрения в действие механизма международного контроля по его уничтожению при участии Украины».
Отдельно следует сказать о выступлениях на сессии президента Украины Л. Кравчука. В них он затронул вопросы строительства вооруженных сил, нынешних отношений с Россией, а также остановился на проблеме «разыгрывания крымской карты». Президент подчеркнул, что свои вооруженные силы республика строит, руководствуясь действующими на ее территории законами и не нарушая при этом ни одного соглашения с другими державами. Я поддерживаю тех, кто заявляет, что Черноморский флот, базирующийся в портах Украины, — это наш флот, сказал Л. Кравчук.
Характеризуя нынешние отношения с Россией, президент Украины заявил, что «мы не имеем права довести ситуацию до неприязни двух народов». При этом президент Украины исключил какие-либо переговоры с президентом России по территориальным вопросам.
Война президентских указов по поводу Черноморского флота не на шутку встревожила руководителей Республики Крым.
— Появилась реальная угроза становлению нашей государственности, — считает председатель Верховного Совета Крыма Н. Багров. — Мы не хотим повторения у нас трагедии Нагорного Карабаха и Приднестровья. Исходя из этого, Президиум ВС Республики Крым принял «Воззвание к народам, главам, парламентам Содружества Независимых Государств».
В документе, в частности, говорится, что гарантиями политической стабильности в Крыму «должны будут выступить государства Содружества, и прежде всего Россия и Украина. … Мы снова предлагаем провести в Крыму в ближайшее время встречу президентов России и Украины совместно с полномочными представителями Крыма с целью поиска эффективных пулей, ведущих к взаимному согласию по существующим проблемам.
Президент Л. Кравчук, выступая 8 апреля на вечернем заседании сессии Верховного Совета Украины, выразил недовольство действиями крымских руководителей. Они, по его мнению, заняли выжидательную позицию. По поводу же их воззвания Л. Кравчук заметил, что не намерен обсуждать проблему Крыма с Б. Ельциным.
Вести из украинского парламента серьезно встревожили севастопольцев. Президиум Верховного Совета Украины сообщил о том, что Генеральная прокуратура начала проверку действий должностных лиц из числа командования Черноморским флотом, на которых есть информация, что они посягают на государственный суверенитет и территориальную целостность Украины. А фракция депутатов «Руха» потребовала объявить адмирала И. Касатонова персоной нон грата и рассмотреть в Совете Безопасности ООН вопрос об агрессивных действиях России по отношению к Украине. Военные 7 апреля укрепили охрану штаба флота бронетехникой (которую, правда, вскоре убрали). Милиция с раннего утра организовала проверку у всех гостиничных постояльцев пропус-ков_ на въезд во все еще закрытый Севастополь, а республиканское Движение Крыма выставило у штаба Черноморского флота круглосуточный пикет.
— Мы здесь, чтобы не допустить провокаций, — сказал руководитель пикета, сопредседатель севастопольского отделения РДК А. Спехов, —Будем стоять, пока корабли Черноморского флота не поднимут андреевские флаги и не уедут отсюда эти делегации.
В среду состоялась первая встреча украинской делегации с делегацией Военно-Морского Флота СНГ. В течение пяти часов обе стороны пытались найти общий язык, упорно отстаивая свои позиции. Адмирал В. Чернавин — требования указа президента Б. Ельцина о переводе Черноморского флота под юрисдикцию России, а первый заместитель председателя Верховного Совета Украины В. Дурдинец — указ Л. Кравчука о создании украинских военно-морских сил на базе этого же флота. Пока удалось договориться только о перенесении срока поднятия на кораблях андреевского флага. Хотя нашлись и ослушники — уже 8 апреля андреевские стяги затрепетали над кораблями поисково-спасательной службы.
На этой встрече украинская делегация представила своим оппонентам командующего военно-морскими силами Украины контр-адмирала Б. Кожина, который с 1968 года служил на Черноморском флоте и был в числе тех немногих офицеров, которые присягнули на верность народу Украины. Б. Кожин уже приступил к формированию своего штаба в Севастополе.