April 8

Чиновники кинулись в бизнес, но не утонули

Вопрос депутата П. Филиппова Президенту после его доклада не был случаен. Сталкиваясь с коррупцией и сопротивлением реформам, граждане имеют лишь одну дорогу — к местному прокурору, который тысячами нитей связан с администрацией. «Не пора ли правительству выйти с законопроектом, предусматривающим право граждан самостоятельно возбуждать в суде дело с привлечением к ответственности должностных лиц. виновных в нарушении законов и указов?» Ельцин подтвердил такую необходимость, заметив при этом, что сейчас разрабатывается программа по борьбе с коррупцией., а подписанный им Указ станет первым ее этапом.

Надо полагать, что за ним последуют и другие. Диалог депутата с Президентом на Съезде подтвердил лишний раз, что рыночные отношения застали правоохранительные органы врасплох и что разговор о коррупции, номенклатурной приватизации рожден не воображением журналистов и обнищавших граждан. Однако складывается впечатление, что появление упомянутого Указа в канун Съезда вызвано больше политическими соображениями, чем отражает планомерную борьбу исполнительной власти против новой бюрократии.

Ведь антимонопольный закон появился еще более полугода назад, но статья 9, запрещающая совмещение коммерческой деятельности и госслужбы, до сих пор не конкретизирована, а посему не имеет прямого действия.

В итоге чиновники практически всех уровней без боязни кинулись в бизнес. Новая монополия спешит на помощь нынешней государственной. Понятно, что при таком раскладе добиться честной конкуренции будет невозможно.

По словам заместителя Председателя ВС России Владимира Шумейко, все упирается в закон о госслужбе и закон о правительстве, которых до сих пор нет и о которых он упомянул в своем выступлении на Съезде. Когда ВС поручил Минюсту сделать список чиновников, которым запрещено сидеть на двух креслах, задача оказалась непосильной. В 88 субъектах Федерации одни и те же должности именуются часто по-разному. Без четкой же градации — кому на госслужбе что можно, а что нельзя — бороться с коррупцией очень трудно. По его словам, старая бюрократия не изжита, новая нарождается и взятки берет еще больше, чем прежде. Они стали колоссальным препятствием на пути становления негосударственных предприятий. «С этим надо бороться», — заключил Шумейко.

Кто же спорит, что надо бороться. Однако, похоже, власти только начинают выходить из состояния благих пожеланий. И первые шаги оказались не самыми удачными. Указ Президента о борьбе с коррупцией, по мнению экспертов, оценивается не очень высоко. Во всяком случае первые варианты сводились к тому, чтобы лишить чиновников права пользоваться служебными машинами в личных целях. Документ отправлен в Верховный Совет, и скорее всего там будут внесены изменения.

По свидетельству источников, близких к правительству, на заседании постоянного Межведомственного совещания по защите интересов личности и общества от организованной преступности и коррупции под председательством Г. Бурбулиса пока какого-то системного подхода по борьбе с коррупцией не просматривается. Хотя сам по себе факт, что дело сдвинулось, уже что-то значит.

По имеющейся информации, сейчас сделаны официальные запросы в ХОЗУ администрации Президента, финансовое управление мэра Москвы, Минпром, МВЭС. Минтопэнерго, Госкомимущество о том, в какие коммерческие структуры эти организации делали взносы. Проверку проводят сотрудники МБ и МВД. За нарушение антимонопольного законодательства руководителям грозит суд. На места направлены телеграммы, чтобы были проведены аналогичные проверки предприятий и местных администраций.

Однако постоянно действующее совещание просуществует, по некоторым прогнозам, недолго. Что придет ему на смену, пока неясно. К тому же, по некоторым сведениям, нет уверенности в том, что иные из госчиновников, кто сидит за столом на этих совещаниях, не разрабатывает меры против самих же себя.

«Российская газета» 9 апреля 1992 года