Консультант по «отношениям правительства с народом»
27-летний Владислав Сурков стал консультантом аппарата российского правительства по вопросам паблик-релейшнз. Услугами специалистов этой сферы прежние правительственные кабинеты не пользовались. Так что факт достаточно симптоматичный.
Само понятие «паблик-релейшнз», давно и прочно укоренившееся на Западе, пока еще не совсем привычно в нашем обиходе. Его порой путают то с рекламой, то с пропагандой, хотя ни тем, ни другим оно не является. По определению британского Института общественных отношений (IPR), паблик-релейшнз — это «планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью». В данном случае «организация» — российское правительство, а «ее общественность» — народ, взаимопонимания и доброжелательных отношений с которым очень хочет кабинет реформ. Учитывая неизбежность непопулярных мер и шоковый эффект переходного к рынку периода, усилия для этого нужны действительно немалые, а услуги профессионального консультанта тут незаменимы.
Что именно советует Сурков своим высокопоставленным заказчикам, каков характер и содержание его рекомендаций, сам он не склонен предавать огласке. Говорит лишь, что от этой работы получает удовлетворение, поскольку его «хорошо слушают и воспринимают».
Впрочем, роль и возможности нового консультанта на Старой площади нетрудно представить. Ведь Владислав Сурков, несмотря на свою молодость, фигура достаточно известная. Он возглавляет агентство рыночных коммуникаций «Метапресс», а с недавних пор и Российскую ассоциацию рекламодателей. Только что по страницам ряда изданий прошла реклама агентства «Метапресс», изготовленная и оплаченная самим же агентством. Причем центральное место в ней занято фотопортретом президента агентства Суркова с комплиментарным текстом о нем: «Этому человеку можно верить... Каждый шаг этого человека — сенсация!» и т. д. и т. п. Словом, в излишней скромности героя-спонсора саморекламы никак не заподозришь.
Как бы то ни было, но позиции «Метапресс» и его президента в рекламном бизнесе, судя по всему, действительно прочны: его продукция занимает много времени и места в средствах массовой информации, клиентура весьма солидная. Несомненно и умение держаться на виду, удивлять публику.
Сам Сурков настойчиво подчеркивает отличие своего агентства от чисто рекламного. Его сфера и функции гораздо шире обычной рекламы: от подбора кадров для рекламных служб предприятий... до лоббизма. Последнее тоже достаточно ново для нас и, пожалуй, весьма подозрительно. Не попытка ли это новоявленных бизнесменов давить на правительство и парламент, диктовать им свои условия? Сурков предлагает иное истолкование лоббизма: это всего лишь квалифицированное содействие в продвижении и согласовании тех или иных проектов, обеспечение нормального взаимодействия с правительственными, законодательными структурами. Как это принято во всем мире.
Однако все сомнения и подозрения такое объяснение развеять вряд ли может. Двойное президентство Суркова (в «Метапресс» и ассоциации рекламодателей), да теперь еще и консультирование аппарата правительства наводят на мысль о возможной монополизации несколькими крупными фирмами не только рекламного дела, но и каналов влияния на политику. В самом деле, каждый из учредителей ассоциации рекламодателей — крупный монополист в своем секторе рынка, а «Метапресс» все шире распространяет свое влияние на рекламном рынке, и теперь в лице своего президента получает возможности влияния и в высших эшелонах власти...
Сурков убеждает, что опасения на этот счет беспочвенны. Ассоциация рекламодателей, дескать, далека от политики и ничуть не претендует на монополию, напротив, открыта для вступления в нее всех желающих. Это естественная форма координации рекламного рынка и защиты интересов рекламодателей. Нечего, мол, опасаться и прессе. Наоборот, объединения предпринимателей могут стать выгодными партнерами газет, журналов, защитить их от государственного монополизма. А привлечение к консультированию профессионала по паблик-релейшнз — практика принятая у правительств всего мира.
Так оно или нет, покажет, видимо, только время. Что же касается эффективности консультаций Суркова, то работать ему будет тем проще и интереснее, чем быстрее дела в нашей экономике пойдут к лучшему. Это уже и само по себе способно добавить доброжелательности и взаимопонимания во взаимоотношениях правительства с народом.