March 24

Дебаты вокруг полномочий президента

Вчера (24 марта) в зале заседаний Президиума Верховного Совета Российской Федерации под председательством Р. Хасбулатова состоялось пленарное заседание Конституционной комиссии, на котором был рассмотрен вопрос «О внесении проекта Конституции Российской Федерации (доработанный текст) на рассмотрение VI Съезда народных депутатов Российской Федерации».

В своем вступительном слове Председатель Верховного Совета Р. Хасбулатов оптимистически оценил нынешнее состояние проекта этого важнейшего документа. Он отметил, что успешно преодолены три этапа парафирования Федеративного договора, что во многом определяется достигнутым пониманием между республиками, краями, областями, автономиями и центром.

Затем с сообщением «Об учете предложений и замечаний по проекту Конституции Российской Федерации и о порядке обсуждения проекта на Съезде» выступил ответственный секретарь Конституционной комиссии Олег Румянцев. Он остановился на тех замечаниях и предложениях, поступивших от различных парламентских фракций, палат Верховного Совета, представителей республик в составе России, краев и областей, а также отдельных депутатов, которые, по его мнению, могут способствовать совершенствованию содержательной части проекта документа, сообщил о достигнутом согласии, в частности, с фракцией «Смена — Новая политика», по вопросу полномочий Президента, правительства и Верховного Совета.

Пожалуй, это один из самых сложных вопросов. Фракция «Смена — Новая политика» настаивала на том, чтобы Верховный Совет имел право принимать решение об отставке правительства в полном составе. Однако рабочая группа по разработке проекта выдвинула контрпредложение — предоставить право на отставку отдельного должностного лица, но никак не правительства в полном составе. В ином случае необходимо будет в качестве противовеса предоставить Президенту право роспуска парламента, что чревато серьезными последствиями.

Рабочая группа согласилась с фракцией «Смена» изложить это положение в следующей редакции: «Для решения об отставке Председателя Правительства необходимы не две трети, а простое большинство парламента».

Вообще теме «Президент — правительство» парламентом было уделено наибольшее внимание. Член комиссии Юрий Слободкин, один из лидеров РКРП, предложил вообще упразднить институт президентства в нашей стране и перейти к коллегиальной форме управления. Он же вступил в долгую дискуссию с Р. Хасбулатовым, отстаивая необходимость внесения в проект положения о том, что Конституция призвана защищать социалистическое общество.

Надо отметить, что у немалого числа членов Конституционной комиссии обнаружилось явное стремление до предела ограничить полномочия Президента. К примеру, Вячеслав Любимов предложил лишить главу государства права объявлять референдум, передав эту прерогативу исключительно в ведение Верховного Совета.

Но Р. Хасбулатов попросил Любимова не настаивать на этом предложении. Вместе с тем Председатель Верховного Совета заявил: «Надо поднять статус Президента до главы государства, однако он не может быть ни в коем случае главой правительства».

Николай Рябов рекомендовал лишить Президента нормы приостанавливать деятельность Советов всех уровней.

Конституционная комиссия приняла постановление, в котором предлагает Съезду народных депутатов утвердить докладчиком по проекту Конституции Российской Федерации Председателя Верховного Совета, заместителя председателя Конституционной комиссии Р. Хасбулатова. Решено опубликовать проект Конституции в печати с учетом замечаний, высказанных на заседании 24 марта.

«Российская газета» 25 марта 1992 года