March 21

Частный извоз

Московский таксомоторный парк № 20 становится первым частным предприятием среди себе подобных.

Двадцатый таксопарк — это более 900 автомобилей, 1600 водителей, 150 ремонтников, конечно же, управленцы, которых после реорганизации останется 40 человек. Таксопарк, по словам его гендиректора Александра Полозова, превращается в акционерное общество. Выкупить машины водителям можно будет только после четырехлетней эксплуатации. А пока арендная плата составит 150 рублей в день, остальное — в карман водителю. На ремонт, по мнению директора, водителям придется тратить не более тысячи рублей в месяц. Правда, Полозов считает, что если бензин подскочит до 17 рублей за литр, то эксплуатировать машины по прямому назначению станет попросту невыгодно. Такси в таком случае могут вымереть как вид транспорта. Напоследок директор добавил, что с удовольствием передаст бразды правления новому директору акционерного общества и поставит в церкви свечку за его душу.

Все опрошенные мною водители не разделяют даже весьма умеренного оптимизма своего начальника. Общими усилиями мы подсчитали месячные доходы и расходы одного водителя. Носясь без устали по городу, он сожжет за смену 50 литров бензина и заработает 1000 рублей. Как правило, на одной машине работают двое, да и по 12—15 часов каждый день не выдержать. Поэтому, получается 15 тысяч в месяц. Минус 1500 аренды, минус ремонт, который, по мнению водителей, будет обходиться в 3—5 тысяч. И, наконец, расходы на бензин. Если он будет стоить даже 10 рублей за литр (7,5 тысячи в месяц), то можно лишь заработать на хлеб. Как считают водители, эксплуатация машины в качестве такси теряет всякий смысл при цене бензина выше червонца. Подводя итоги, один из таксистов сказал, что в этом случае проще работать где-нибудь в кооперативе, исправно платить арендную плату, а машину использовать для поездок за пивом.

Насколько я понял, большинство все же надеется выкрутиться. И, похоже, за счет избавления от нас, пассажиров. Когда я напоминал об этом водителям, они досадливо морщились. Что и говорить, московское такси, и так не балующее клиентов, теперь просто махнет на нас рукой. Водители дружно заявили, что с первого апреля такси с улиц практически исчезнут. Водители начнут обслуживать постоянных богатых клиентов, часть будет вылавливать пассажиров в аэропортах и на вокзалах или просто поставят машины на прикол.

«Московские новости» 22 марта 1992 года