МВФ предоставит России кредиты и средства для стабилизации рубля
Размеры финансовой помощи еще требуют уточнений
Международный валютный фонд (МВФ), похоже, окончательно склонился перед необходимостью энергичного вмешательства в ход экономической реформы в России. Так утверждает шведский эксперт Андрес Асланд, приближенный «думный дьяк» при правительстве Егора Гайдара. Этот советник правительства России заявил в интервью газете «Бостон глоб»: МВФ официально одобрит 30 марта создание фонда поддержки и стабилизации рубля для России в размере 5 миллиардов долларов и одновременно предоставит еще 12 миллиардов долларов в виде кредитов и фондов для погашения внешнего долга республик бывшего СССР.
Сообщение не может не внушать оптимизма. А. Асланд основывает это отрадное известие, надо полагать, на своих личных связях в кругах МВФ. До этого имела хождение другая цифра западной помощи — 4 миллиарда долларов. Эту сумму назвал ранее министр финансов США Николас Брейди. Остается предположить, что разноречивые сведения вызваны продолжающимися дебатами вокруг не только размеров спасательного круга для России и СНГ в целом; но и по поводу целесообразности вообще массированной финансовой помощи.
В последнее время заметно громче звучит хор голосов, доказывающий прагматическую полезность помощи России со стороны США. При этом аргументы разнятся. Условно выделяются два направления в лагере наших благодетелей.
Одна группа видит пользу в интеграции России в мировую экономику на правах демократического государства с рыночной экономикой. Для этого «необходима финансовая поддержка, нужны деньги для импорта необходимых товаров, стабилизации рубля» (американский Финансист Роберт Хормэтс). При этом «Россия сейчас не нуждается в благотворительности, она остро нуждается в поддержке со стороны США и других государств Запада» (американский посол в Москве Роберт Страусс). Мотивы вхождения России в семью народов, населяющих «цивилизованный мир», присутствовали в нашумевшем заявлении бывшего президента США Ричарда Никсона.
Другая группа рассматривает возможность соучастия Америки в стабилизации положения в России с точки зрения геополитических интересов. При этом Россия видится им либо потенциальным союзником, либо просто государством, придерживающимся политики дружественного нейтралитета, особенно когда Соединенные Штаты будут защищать свои интересы в «третьем мире». Так, первый заместитель госсекретаря США Л. Иглбергер видит в ’помощи бывшему СССР «проблему, связанную с национальной безопасностью США». Он против «беспорядочной перекачки денег в этот регион», против того, чтобы «выбрасывать деньги на ветер». С ним солидарен председатель сенатского комитета по делам вооруженных сил конгресса С. Нанн, совершивший недавно поездку в Россию и на Украину. Для него главное — «прогресс в сфере конверсии и демонтажа ядерных и химических вооружений, который отвечает интересам обеспечения безопасности Америки».
Таким образом предоставление экономической помощи России и СНГ увязано у влиятельных политиков в Вашингтоне с дальнейшим устранением потенциальной угрозы со стороны бывших советских республик Похоже, прямой заинтересованности в укреплении рыночной экономики в России у США меньше, нежели у наших индустриально развитых соседей по европейскому континенту. Отсюда дополнительная сложность: предоставление фондов и кредитов от МВФ связано с неготовностью конгресса США увеличить долю американского вклада в Международный валютный фонд на 12 миллиардов долларов. Решение об этом было принято почти два года назад, и все ведущие державы уже вы полнили свои обязательства. США тянут время, ссылаясь на дефицит федерального бюджета как следствие общего экономического спада в стране.
Как заявил управляющий директор МВФ Мишель Камдессю, если Соединенные Штаты не внесут свою часть денег, то эта международная финансовая организация столкнется с немалыми трудностями. Это не может не сказаться и на выделении столь необходимых средств для стимулирования реформ в России. Уже сейчас, сообщает информационное агентство АП, некоторые эксперты полагают: собрать нужную сумму для помощи России можно, если свой вклад внесут одновременно МВФ и «группа семи», объединяющая ведущих кредиторов мира — США, Японию, Германию, Францию, Великобританию, Италию и Канаду.
Хотя размеры пакета финансовой помощи МВФ пока требуют уточнений, практически не остается сомнений в том, что по меньшей мере половина бывших советских республик будет принята в члены фонда в ходе весенней сессии Всемирного банка и МВФ. Сессия откроется 27 апреля в Вашингтоне. Так что, поживем — увидим.