February 23

Стратегические бомбардировщики сняты с производства

По договоренности, достигнутой в ходе недавних переговоров в Москве между Б. Ельциным и Дж. Бейкером, прекращается выпуск самых мощных крылатых боевых машин наших ВВС — сверхзвукового ракетоносца Ту-160 и дальнего турбовинтового бомбардировщика Ту-95 МС. Оба относятся к стратегическим наступательным вооружениям, как и американские сверхзвуковые В-2, производство которых также остановлено.

По мнению военных экспертов и мировой печати, Россия и США сделали новый значительный шаг по пути уменьшения своих арсеналов самого грозного оружия. В том, что это именно так, легко убедиться, познакомившись с некоторыми характеристиками и боевыми возможностями воздушных кораблей.

Ту-95 МС долгие годы составляли основу нашей дальней авиации. Созданный сорок лет назад самолет подвергался модернизациям, оснащался новейшими системами. На его базе был построен и долго эксплуатировался трансконтинентальный лайнер Ту-114. Современный вариант машины, оснащенной оборудованием для дозаправки в воздухе, способен находиться в полете более суток, преодолевая расстояние со скоростью около 850 километров в час. При этом на борту находится 40 тонн боевой нагрузки.

Сверхзвуковик Ту-160 — детище сравнительно недавнего времени, о чем говорит его аэродинамическая компоновка, крылья с изменяемой стреловидностью, четыре турбореактивных двигателя, обеспечивающие скорость в 2.200 километров в час при взлетном весе 280 тонн. Более сотни бортовых ЭВМ помогают двум пилотам, штурману и оператору выполнять полеты из одного полушария в другое.

Чем займутся предприятия авиапромышленности, выпускавшие стратегические бомбардировщики? Судя по всему, благодаря конверсии их большие высококвалифицированные коллективы без работы не останутся, поскольку все эти годы параллельно с военной продукцией они делали самолеты и для гражданской авиации. Куйбышевские авиастроители вместо Ту-95 МС смогут развернуть по-настоящему массовый выпуск пользующихся хорошим спросом у нас и за рубежом среднемагистрального Ту-154М. Казанский авиазавод сменит Ту-160 на дополнительное производство дальних Ил-62М, а затем приступит к серийному изготовлению новейших Ту-204.

Многомиллионной стоимости машины, если будут сняты с вооружения, не должны пойти на слом. Существуют варианты их мирного использования. В частности, Ту-95 МС могли бы стать летающими лабораториями, а также применяться в качестве эффективного носителя контейнеров с огнегасящей смесью при тушении таежных лесных пожаров.

С борта ракетоносца Ту-160, как с летающего космодрома, может осуществляться запуск на орбиту небольших спутников или космических грузовых кораблей. Использование такой системы, получившей название «Бурлак», обойдется во много раз дешевле, чем наземных пусковых установок.

На снимке: Ту-160 готовится к взлету.

Фото автора.

«Известия» 24 февраля 1992 года