Мы создали лучший в мире двигатель
И опять не знаем, как этим распорядиться
Уже стало не лучшей традицией, что о сенсациях в нашей стране мы узнаем от западных информационных агентств. Вот и на этот раз ряд американских и французских изданий опубликовал сообщения о летных испытаниях в бывшем СССР гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД). Подобные испытания планируются в США и других развитых странах в лучшем случае лишь через 3—4 года.
Самолет на гиперзвуковых скоростях способен, стартуя со взлетно-посадочной полосы, подниматься в космос и, по мнению специалистов, принадлежит к классу летательных аппаратов XXI века. К сожалению, в зарубежных публикациях из-за строгой закрытости исследований по ПВРД было допущено немало неточностей. Сегодня «Известия» на основании материалов, предоставленных редакции одним из создателей уникального двигателя начальником отдела Центрального института авиационного моторостроения А. Рудаковым, получили возможность впервые рассказать о не имеющем аналогов летательном аппарате.
Создание самолетов на гиперзвуковых воздушно-прямоточных двигателях считается сложнейшей научной задачей, которая обеспечит качественно новый этап освоения воздушного и космического пространства. Достаточно сказать, что полет до Америки на самолет:, оснащенном таким двигателем, займет не более 1.5—2 часов. Причем именно создание двигателя рассматривается как главный технический барьер во всей проблеме. Испытывать на земле такие двигатели очень дорого, а на основных режимах (при скоростях больше 9000 км/час) практически невозможно. И даже мощные современные компьютеры не могут обеспечить необходимую надежность расчета.
И вот 28 ноября 1991 года в Казахстане было осуществлено первое в мире летное испытание гиперзвукового ПВРД. Двигатель был установлен в носовой части 2-ступенчатой ракеты класса земля — воздух. В ходе испытаний скорость звука была превышена в 6 раз. Успешно решена неразрешимая прежде задача по заправке и подаче в двигатель жидкого водорода, имеющего температуру минус 253 градуса. При этом удалось обеспечить температуру на входе более 2 тысяч градусов. Успешным испытаниям гиперзвукового ПВРД, научным руководителем которого уже 20 лет является нынешний директор ЦИАМ профессор Д. Огородников, может позавидовать любая авиационно-космическая держава. Важно подчеркнуть, что этот двигатель является одним из немногих примеров высококвалифицированной конверсии: в работе использовалась в основном снятая с вооружения, обреченная на уничтожение военная техника. Разработанные при создании ПВРД передовые технологии, по мнению экспертов, могли бы найти самое широкое применение в различных отраслях народного хозяйства.
Комментируя очевидное замешательство администрации США, известный американский инженер Пол Циш, недавний руководитель соответствующей программы в «Макдональд Дуглас», сказал: «Мы здесь только пытаемся получить данные по гиперзвуковому ПВРД, а в России он уже летает. Почему мы не первые?» По зарубежным данным, г. ходе следующих испытаний планируется превзойти скорость звука уже в 10 раз. Наши специалисты уточняют: двигатель эту нагрузку выдержит, но для разгона нужна более мощная баллистическая ракета средней дальности.
Однако для американцев не составляет секрета и другое не внушающее оптимизма обстоятельство. Практическое значение этих испытаний для бывшего СССР мало по той прозаической причине, что экономика страны лежит в руинах, а аэрокосмическая инфраструктура еле сводит концы с концами, и средств на доводку уникального летательного аппарата может попросту не хватить. Ряд комментаторов высказывается в том духе, что ПВРД был последним начинанием мирового уровня распавшегося СССР. Как свидетельствует еженедельник «Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи», инженеры США, Германии, Японии и особенно Франции сегодня наперебой обхаживают русских, чтобы получить данные по гиперзвуковым испытаниям, которые имеют ключевое значение для нарастающей технологической гонки. Тот, кто получит наибольший доступ к российской информации, не скрывают западные специалисты, максимально продвинет вперед свои программы.
Итак, в который раз нашим достижениям может позавидовать весь мир, и в который раз мы не умеем этими достижениями распорядиться. Опять все надежды на сотрудничество с иностранцами, что унизительно для некогда могучей державы. Для сравнения: администрация Буша запросила на работы по созданию аэрокосмического самолета в 1993 финансовом году 260 миллионов долларов. В нашем бюджете финансирование по тематике ПВРД на 1992 год еще не открыто. По этой причине неизвестно, когда состоятся новые испытания уникального двигателя.