Ядерный силы Великобритании, Франции и Китая останутся неприкосновенными
Великобритания, Франция и Китай, входящие в так называемый «ядерный клуб», приветствуя планы США и России радикально сократить свои ядерные арсеналы, тем не менее решительно отклонили призыв российского Президента Б. Ельцина включиться в процесс разоружения.
В принципе иного ответа и не следовало ожидать. Позиция этих трех ядерных держав хорошо известна и в основных чертах не претерпела каких-либо существенных изменений со времени принятия ими на вооружение первых ядерных систем. Отвечая на призыв России, представители этих стран обосновали свои возражения совершенно одинаково — как если бы они провели между собой предварительные консультации. Размеры наших арсеналов не идут ни в какое сравнение с тем, чем располагают США и Россия, а следовательно, наше участие преждевременно, заявили они.
По имеющимся данным, Великобритания с созданием четвертой атомной подводной лодки типа «Трайдент» будет иметь на вооружении примерно 130 многозарядных баллистических ракет морского базирования. К этому следует добавить ракеты среднего радиуса действия на 14 пусковых установках и около 400 самолетов, способных нести атомные бомбы. «Это незначительная доля, примерно одна пятнадцатая от американского и российского потенциалов», — заявил премьер-министр Великобритании Дж. Мейджор.
В распоряжении Франции находится 18 ракет среднего радиуса действия, 40 пусковых установок для запуска тактических ракет, 96 баллистических ракет на шести подводных лодках и более 200 самолетов, пригодных для доставки атомных бомб к цели.
О китайском арсенале известно немного. Эта сфера закрыта от посторонних взоров непроницаемой завесой секретности. Однако лондонский Международный институт стратегических исследований оценивает ядерные силы Китая следующим образом: восемь баллистических ракет с одной боеголовкой на каждой (установленные на одной подводной лодке класса «Ся») и 60 ракет среднего радиуса действия.
В своем послании генеральному секретарю ООН Б. Гали, в котором излагаются основные направления политики России в области сокращения вооружений и разоружения, Б. Ельцин, в частности, указывает, что Китай, Великобритания и Франция не должны оставаться в стороне и бесконтрольно наращивать свои наступательные ядерные арсеналы, что может, по мнению нашего президента, в будущем дестабилизировать международную обстановку.
Такой угрозы, конечно же, нельзя исключать полностью. И есть все основания полагать, учитывая выраженное этими государствами намерение продолжать совершенствование и наращивание своих потенциалов, что проблему в конце концов решать им придется. Но бесспорно также и то, что и Россия, и США, даже при предложенных ими масштабах разоружения, еще долго будут обладать достаточными для поддержания стабильности силами.
Думается, что российское руководство не строило иллюзий, обращаясь к правительствам этих трех ядерных держав. Цель в другом — подать сигнал, что нынешние вашингтонские и московские предложения рассматриваются лишь как очередной этап. Китай, Франция и Великобритания должны видеть эту перспективу и уже сегодня начать морально готовиться к необходимости подключиться к этому процессу. В качестве первого шага, по мнению некоторых экспертов, они могли бы взять на себя обязательства не превышать определенного количественного и, возможно, качественного уровня вооружений, который можно было бы согласовать в ходе переговоров.
Если именно такую цель ставило правительство России, обращаясь к Лондону, Парижу и Пекину, то следует признать, что она достигнута. Президент Ф. Миттеран, находящийся с официальным визитом в Омане, заявил: «Франция с великим удовольствием примет участие в дискуссиях по проблемам разоружения, как только американский и российский ядерные потенциалы будут сопоставимы с французским». Китай, конечно же, примет участие в процессе, когда остальные члены «клуба» прекратят испытания, производство и размещение своего ядерного оружия, заявил представитель министерства иностранных дел Китая Дуань Цзинь. Промолчала только Великобритания, пообещав, однако, оказать нажим на партнеров по «группе семи» по вопросу создания стабилизационного фонда рубля.