Слухи о воровстве гуманитарной помощи, похоже, преувеличены
В эти дни началась крупномасштабная операция по доставке гуманитарной помощи из западных стран в СНГ. Москва уже получила около девяти тысяч тонн продовольствия, и это далеко не осе. За первые три месяца года в Петербург из государств ЕЭС подвезут больше мяса, масла и детского питания, чем за весь прошлый год. Только за два дня — 12 и 13 февраля — жители Екатеринбурга получат более 200 тонн продуктов и 80 тонн медикаментов, которые доставят тяжелые самолеты ВВС США… Но кому достанется это почти сказочное богатство — неимущим и больным или торговой мафии!
Находящаяся в Москве член делегации от комиссии европейских сообществ Катрин Маньян ответила на этот вопрос однозначно:
— Что касается наших поставок в Москву на сумму 250 миллионов экю, то здесь никаких свидетельств массовых хищений нет. Комиссия ЕЭС подписала контракты с тремя частными фирмами из Франции, Англии и Германии. Французы контролируют прибытие и разгрузку гуманитарной помощи в аэропортах, на пограничных пунктах, немцы — тридцать сотрудников фирмы в Москве и пятьдесят в Петербурге — следят за сохранностью продукции на складах и в магазинах. Кстати, продукты из стран ЕЭС нс распределяются, а продаются в московских магазинах, причем по фиксированной цене масло, к примеру, стоит 56 рублей за килограмм. Вырученные деньги поступают в социальные фонды помощи людям, наиболее страдающим от либерализации цен.
Что же касается разговоров о воровстве и перепродаже гуманитарной помощи коммерческими магазинами, то скорее всего, речь идет о помощи, посланной общественными организациями Германии, к которым ЕЭС не имеет никакого отношения.
Оптимизм Катрин могут, наверное, разделить и жители Санкт-Петербурга, мэр которого А. Собчак издал распоряжение «О незамедлительных мерах по приемке и реализации гуманитарной помощи». Корреспондент «Известий» Евгений Соломенко сообщает, что отныне грузы из-за границы будут поступать не на склады гражданской обороны и воинских частей, где нередко нет материально ответственных лиц и продукция регистрировалась не по номенклатуре, а по весу, а непосредственно в холодильники и хранилища мясокомбикатов, молокозаводов, предприятий торговли, где их легче держать под контролем, либо реализовывать без лишних посредников. В городе определены 50 специализированных магазинов, торгующих «гуманитарными» мясом и маслом. В комитете по социальным вопросам петербургской мэрии создается единая система компьютерного учета, куда будет стекаться информация обо всех иностран-। х грузах.
Если с реализацией продуктов через магазины более-менее ясно, то бесплатное распределение их, а также медикаментов и товаров ширпотреба все еще вызывает озабоченность. Никто не гарантирует, что в самих больницах или детских домах эти товары дойдут лэ назначения и не получится так, как было в 4-й детской больнице Петербурга, где детские коляски, одежда и питание на 3,5 миллиона марок ФРГ разворовывали работники лечебного учреждения, начиная от главврача И. Журавлевой до санитарок и членов комиссии пэ приему гуманитарной помощи. Надежда здесь только на оперативную работу милиции и честность должностных лиц. Впрочем, в некоторых местах «свобода» их действий будет серьезно ограничена. Прибывшая на Урал группа специалистов, направленная правительством США, решительно заявила, что они лично станут контролировать механизм распределения помощи, которая в первую очередь пойдет в дома престарелых и детские дома, бездомным и безработным. Если не будет серьезных издержек, то американцы готовы оказывать помощь в больших размерах и в иной форме, скажем, посылать на Урал не только полуфабрикаты, приготовленные для кафетериев американской армии.