Сценарии Российской реформы
Настоящая статья подготовлена экспертным институтом Российского союза промышленников и предпринимателей на основе материалов ситуационного анализа, проведенного 23 декабря 1991 г. группой экспертов в составе: Сергей Алексашенко, Юрий Болдырев, Сергей Васильев, Андрей Верников, Сергей Дубинин, Михаил Задорнов, Сергей Косаренко, Борис Львин, Андрей Нещадин, Рустам Нарзикулов, Юрий Уваров, Евгений Ясин
Российское правительство приступает к проведению радикальных рыночных реформ в критический момент, в исключительно неблагоприятной обстановке.
— глубоким экономическим кризисом;
— распадом СССР, кризисом государственного устройства Российской Федерации, децентрализацией и ослаблением государственной власти, столь необходимой для осуществления реформ;
— острой социальной напряженностью и крайне сложной политической обстановкой в самой России.
Экономический кризис
В России и других бывших союзных республиках экономика поражена кризисом, который уже сейчас достиг масштабов, невиданных в условиях мирного времени.
Эксперты достаточно единодушно оценили наше местонахождение на траектории падения — примерно середина, — так что кризис производства будет продолжаться в ближайшие 1,5—2 года, независимо от характера и исхода стабилизационной программы. Основным движущим моментом дальнейшего падения будет экономическая дезинтеграция.
Инфляция, набирающая темпы вследствие практически полного развала финансовой системы, потери контроля за состоянием бюджета и ростом денежной массы. Инфляционные процессы все активней переходят из подавленных в открытые. В ноябре — декабре 1991 года темп роста оптовых цен составил не менее 15% в месяц, то есть экономика мгновенно преодолела разрыв между темпом инфляции 15—20% в год и в месяц и вплотную приблизилась к той опасной черте, за которой начинается гиперинфляция. Кризис денежной системы является одним из главных факторов кризиса производства и экономической дезинтеграции.
Фактическое банкротство СССР во внешних связях. В 1991 г. 80% валютной выручки уходило на обслуживание внешнего долга. Внешэкономбанк в конце 1991 г. был не в состоянии собирать валюту для расчетов по текущим платежам, доверие кредиторов на нуле, и сегодня платежный баланс уже не может более поддерживаться без иностранной помощи. Рыночный курс рубля достиг беспрецедентно низкого уровня.
Распад системы государственного управления экономикой. Старые механизмы, если где-то они еще не разрушены, уже не в силах оказывать свое воздействие.
Вместе с тем процесс раскрепощения хозяйствующих субъектов, снятия необоснованных ограничений и запретов идет слишком медленно. Принятие даже самых правильных и либеральных решений на уровне правительства не сопровождается пересмотром или отменой инструктивных актов, непосредственно регулирующих хозяйственную деятельность. Отстает развитие рыночной инфраструктуры, однако власти всех уровней препятствуют ее развитию, ограничивая посредническую деятельность.
Новое предпринимательство, с которым связывались надежды на преодоление кризиса, получило определенное развитие, но пока не вносит сколько-нибудь заметного вклада в оздоровление экономики. Оно скорей использует негативные стороны сложившейся у нас после 1988 года двухсекторной модели хозяйства. в которой для каждого сектора, государственного и рыночного, действуют свои правила игры, позволяющие эксплуатировать различия в них для быстрого обогащения без ощутимого производительного эффекта. Государство до сих пор не открыло предпринимателям доступа к материальным и природным ресурсам, к средствам производства; значит, основным полем приложения сил остается посредничество, а не производственная деятельность.
Вот уже четвертый год продолжается инвестиционный кризис. Во многих отраслях износ производственных мощностей приближается к критической отметке, их обновление практически прекратилось и даже поддержание в пригодном состоянии становится все более затруднительным из-за прекращения импорта. Резкое сокращение государственных инвестиций пока даже в малой доле не восполняется частными, климат для которых крайне неблагоприятен.
Сокращается жилищное и социально-культурное строительство, приходят в упадок образование, наука, здравоохранение, культура, города, нарастают экономические проблемы.
Все это уже привело к ощутимому снижению уровня жизни большинства населения, его озлоблению, усилению ностальгии по старым «добрым» тоталитарным временам.
Политический климат реформы-кризис власти
Политическая ситуация также отличается крайней сложностью. Главные ее особенности в распаде единого государства и кризисе власти.
Все последнее время экономика продолжала быть жертвой политики. Ее требования неизменно отодвигались на второй план борьбой российского руководства против союзного Центра, борьбой других республик за независимость, противостоянием правящей коммунистической партии и демократической оппозиции. В этой борьбе все стороны использовали опасное для экономики орудие популизма. Сегодня это противостояние завершилось поражением Центра, устранением компартии с политической арены, развалом СССР. Придя к власти в состоянии организованной рыхлости, не обладая необходимым опытом государственного управления, бывшая демократическая оппозиция должна отныне отвечать за будущее России. Единственным объединяющим ее звеном является Б. Н. Ельцин, законно избранный президент, ’ пользующийся доверием избирателей. Он и вынужден был принять на себя ответственность за состояние экономики и ее реформирование в самый тяжелый момент.
По мнению экспертов, обстоятельством, чрезвычайно осложняющим проведение реформ, является отсутствие сильной государственной власти, способной последовательно и настойчиво осуществлять необходимые, хотя и болезненные меры.
После краха тоталитарного режима и разрушения свойственных ему структур власти на смену им пришли Советы, вскоре обнаружившие свою низкую дееспособность в отсутствие монополии компартии. Властные полномочия Советы различных уровней получили от избирателей, но разделение полномочий между законодательной, исполнительной и судебной властью и между уровнями управления не было четко определено и всеми признано. Этот факт послужил источником многочисленных конфликтов и неразберихи, подрывающих авторитет всякой власти. В руках республик такого рода решения в борьбе за суверенитет привели к устранению союзного центра. Но теперь процесс пошел дальше, он перекинулся на республики в составе Российской Федерации, а также на края, области и другие административно-территориальные единицы, ныне сплошь да рядом превышающие свои полномочия.
Одной из характерных особенностей сегодняшней ситуации является ослабление системы власти в целом. Состояние постоянных выборов, референдумов, голосований и переголосований сделало общество невосприимчивым к любым идеям устойчивости и стабильности, а постоянное создание и упразднение управленческих структур позволяет сделать вывод о том, что и для российского руководства мысль о том, что власть в первую очередь должна быть стабильной и устойчивой, еще не стала аксиомой.
Правительство реформ
Надо отдать должное Б. Н. Ельцину, он не побоялся поручить дело реформ в экономике группе молодых экономистов-профессионалов, отодвинув на второй план тот тип хозяйственников, который, хотя и имеет немалый жизненный опыт, уже успел показать за годы перестройки свою неспособность решать нынешние экономические проблемы.
Вместе с тем эксперты выразили сильное сомнение относительно того, что идея экономической реформы сможет на деле стать ведущей осью российской политики. Болезненные меры могут побудить президента, обязанного уравновешивать различные политические силы, сменить курс, и правительство может быть принесено в жертву настроениям общества. Да и сами реформаторы неоднократно подчеркивали свою готовность покинуть министерские посты в случае отказа руководства России от политики реформ.
Проблему общественно-политической поддержки правительства эксперты определили как одну из ключевых для будущего развития ситуации. Будучи назначенными на свои посты указами президента, члены команды реформ могут быть настолько же легко и быстро смещены, не имея возможности апелляции к кому бы то ни было.
Территориальный аспект реформы в России
Поведение региональных и национальных образований в России показывает, что имеется высокая вероятность продолжения процесса развала государства, который не остановится на уровне Союза, а будет развиваться дальше. Новым фактором, проявляющимся в настоящее время, стали претензии российских областей на уравнивание их в правах с автономиями, на придание им прав субъектов федерации. При этом ярко проявляется высокая активность регионов, обладающих запасами ресурсов (сырье, продовольствие), направленная изобретение ими все больших прав за счет передачи последних от российских органов власти.
Вместе с тем эксперты отметили, что объективная ситуация в различных регионах России складывается по-разному. Это выразится в различной скорости протекания реформ в разных частях единой страны.
Социальный фон реформы. Российское общество
Эксперты отметили, что в настоящее время состояние общества в России можно охарактеризовать как «киселеобразное», то есть в нем отсутствуют устойчивые, социальные страты. Вместе с тем характерной его чертой является значительная люмпенизированная социальная прослойка. Средний класс, наличие которого необходимо для политической стабильности и который мог бы стать социальной базой новой экономической политики, в настоящее время весьма малочислен. Поэтому можно утверждать, что в силу свойств своей социальной структуры наше общество в ближайшей перспективе будет объективно предрасположено к восприятию экстремистских идей и лозунгов. В то же время некоторые эксперты отмечали достаточно высокую мобильность общества, его готовность к социальной стратификации в соответствии с новыми условиями.
В обществе практически не существует массовых политических образований (партий или движений) на какой-либо четко выраженной платформе. Национальная карта, ставшая консолидирующим фактором во всех республиках, в России до сих пор еще всерьез не разыграна, а какие-либо иные идеи вряд ли могут сплотить сегодня значительную часть бывшего советского общества. Однако объединение на национальной почве оборачивается в то же время разъединением между нациями, весьма опасным в условиях многонациональной страны, тем более что оно может приобрести направленность антидемократическую, против прав и свобод личности.
Эксперты высказали разные суждения относительно социальных предпосылок возможного раздробления России. С одной стороны, экономический кризис, ослабление государственной власти при усилении местного партикуляризма способствуют складыванию устойчивой тенденции дезинтеграции. И у этой тенденции уже есть активные сторонники, способные распространять свои взгляды. С другой стороны, отмечалось, что, в отличие от дореволюционных времен, среди русских преобладает ощущение принадлежности к единой нации без явно выраженной приверженности районам своего рождения .или проживания.
Что касается политизации общества, то она охватывает сравнительно ограниченный активный слой населения, и в его среде наблюдается весьма значительная поляризация. Различия между крайне правыми и крайне левыми настолько велики, что ощущение опасности социально-политического взрыва постоянно висит в воздухе. Он, по мнению экспертов, сдерживается только тем, что удельный вес людей, готовых к активным действиям, крайне невелик. Август 1991 г. показал, что 2 процента политически активных жителей Москвы смогли изменить ход событий во всей стране. Это значит, что объединение усилий даже далеко не крупных движений на основе ярких политических лозунгов может вызвать крупные политические сдвиги в обществе.
Эксперты отметили, что в обществе происходит смена элит и одновременно переоценка прежних стереотипов престижности профессий, карьеры, заработной платы. Это вызывает определенное социальное напряжение между новыми предпринимателями, работниками управления «демократического призыва» и старыми хозяйственниками, работниками старого управленческого аппарата. Наиболее сильно раздражает старую номенклатуру, особенно на местах, где она еще имеет власть, когорта молодых предпринимателей. Надо отметить, что последняя группа не пользуется особой популярностью и у населения в целом.
Серьезную озабоченность вызывает у экспертов и общий пессимистический настрой российского общества.
Социальные последствия реформы
НАа сегодняшний день, судя по данным социологических опросов, население спокойнее перенесет разовое повышение цен в связи с либерализацией, чем три месяца назад. Люди надеются, что после освобождения цен на прилавках появятся товары, пусть даже по высоким ценам. Если же рост цен не будет сопровождаться появлением товаров, это будет воспринято как очередной грабеж со стороны государства.
Под воздействием заверений политических руководителей в общественном сознании складывается опасный стереотип, что надо потерпеть до осени, а дальше все будет хорошо. Опросы общественного мнения показывают, что большинство населения согласно терпеть дальнейшие лишения не более одного года.
В результате либерализации цен и политики макроэкономической стабилизации неизбежно серьезное падение жизненного уровня значительной части населения. Размеры безработицы могут стать весьма значительными, так как практически полностью подавлена инвестиционная активность, сокращаются бюджетные расходы на капитальное и жилищное строительство, на закупку вооружений при полном отсутствии удовлетворительной программы конверсии.
Уровень социальной напряженности уже сейчас не одинаков в разных отраслях промышленности и в регионах. Наиболее велика она в промышленных центрах и минимальна в сельскохозяйственных районах. Самыми организованными и вместе с тем ущемленными будут шахтеры, нефтяники, железнодорожники и авиаторы (работники тех отраслей, цены на продукцию которых ограничиваются государством). Именно эти работники с наибольшей степенью вероятности станут первыми участниками социальных конфликтов. Увеличение тем или иным способом зарплаты данным категориям, работающих может вызвать в местах их сосредоточения забастовочного движение среди врачей, учителей, и других работников бюджетной сферы.
Эксперты высказали общее мнение, что в первое время после либерализации цен массовые социальные взрывы малореальны.
Возможное развитие событий
Эксперты пришли к заключению, что исход начатых в России с 1 января 1992 года реформ трудно предвидеть однозначно. Можно, однако, очертить, с учетом вышеизложенного, альтернативные сценарии развития событий, которые с известной условностью представляют границы области результатов проводимых реформ при условии сохранения нынешнего правительства
Сценарий 1, оптимистический
Смысл его состоит в том, что все планы правительства осуществляются. Проводится жесткая макроэкономическая политика: к концу 1-го квартала будет резко ограничен дефицит, достигается согласие между правительством и Центральным банком в отношении жесткой кредитной политики, и эта политика проводится с необходимой последовательностью, правительству удается выстоять против многочисленных требований повышения доходов, выплаты компенсаций.
Цены в течение 1-го квартала вырастут в среднем в 3—4 раза, далее их рост будет продолжаться примерно на 5—6 процентов ежемесячно. Потребительский рынок относительно насытится, а в магазинах появится определенный ассортимент товаров, прежде всего тех, которые будут продаваться по свободным ценам. Жизненный уровень населения (как объем физического потребления) упадет на 15—20 процентов.
Полного преодоления товарного дефицита ожидать не следует, поскольку спад производства не прекратится, а вероятней всего, усилится даже в этом оптимистическом варианте.
Наилучшим был бы исход, при котором нехватка денег у производителей и невозможность увеличивать доходы за счет повышения цен вследствие сокращения спроса побудят производителей увеличивать производство и реализацию продукции. Умеренная инфляция в этом случае будет создавать дополнительные стимулы для производства. Однако подъем или даже поддержание объемов выпуска на большинстве предприятий наткнется на недостаток сырья и материалов, поэтому если даже и проявятся признаки оживления в отдельных отраслях, они будут скорей всего незначительными.
Лишь с небольшой вероятностью можно рассчитывать на то, что результаты срыва договорной кампании в конце 1991 года будут компенсированы за счет внутренних резервов и активности предприятий в изыскании необходимых ресурсов, так что в этом случае в 1-м квартале 1952 года падение производства не превысит 10— 15 процентов от уровня ноября — декабря.
Известную роль в насыщении потребительского рынка могут сыграть импортные поставки в счет кредитов и безвозмездной помощи, однако их воздействие будет ограничен большими городами, некоторыми другими районами и скажется только в течение 5—6 месяцев.
В предположении, что сработают меры, намеченные во внешнеэкономической сфере, в валютной политике, можно ожидать увеличения импорта, роста предложения СКВ на валютном рынке и как следствие некоторого повышения курса рубля. Однако в силу влияния на него политических факторов, а также общей инфляционной ситуации повышение курса рубля будет намного меньше желаемого. В лучшем случае он стабилизируется на уровне 40—50 рублей за доллар к лету 1992 года.
Условием для такого хода событий является достижение соглашений с государствами — членами Содружества по банковской и финансовой политике прежде всего по ограничению бюджетных дефицитов и кредитованию правительственных расходов, а также по согласованной политике эмиссии в ходе введение многоразовых купонов или национальных валют. Предполагается также более или менее точное исполнение межреспубликанских поставок и отказ от возведения новых барьеров на пути движения товаров между государствами и регионами. В случае успеха рестрикционной денежной политики можно ожидать сокращения сферы бартерного обмена, переориентации части товарных потоков из распределительной системы на рынок, укрепления денежных отношений.
Вместе с тем сосредоточенные на коротком отрезке времени и ужесточаемые к концу квартала стабилизационные меры могут вызвать сильный дефляционный шок, осложняемый дезорганизацией хозяйственных связей, выражающийся в кризисе сбыта на значительном числе предприятий, массовых банкротствах, резком увеличении числа безработных. Наиболее ощутимым он будет в оборонных и иных отраслях, основным потребителем продукции которых является государство. Негативные последствия этого шока могут стать слишком тяжелыми для кризисного состояния экономики и превысить положительные эффекты стабилизации финансового положения, которые проявятся позднее.
Этот сценарий связан с большими тяготами для населения с точки зрения падения жизненного уровня и чреват серьезным социальным недовольством. Однако с точки зрения восстановления сбалансированности экономики он наиболее предпочтителен. То обстоятельство, что он сопряжен с рядом трудновыполнимых условий, делает его реализацию маловероятной.
Сценарий 2, пессимистический
Основан на предположении, что правительству не удастся осуществить свои планы. Либерализация цен оборачивается их повышением под контролем если не государства, то монополистических структур в сфере производства и обращения. Дефицит сохраняется, насыщения рынка не происходит. При этом рост цен сопровождается дополнительным снижением выпуска продукции и придерживанием ее с целью недопущения восстановления равновесия на рынке и ликвидации дефицита.
Сведение бюджета без дефицита не получается, и более того под напором требований увеличиваются его расходы, налоговая система оказывается неспособной обеспечить эффективный сбор налогов, бюджетный дефицит даже увеличивается, обусловливая необходимость эмиссионного финансирования государственных расходов. Ситуация с бюджетом дополнительно осложняется сепаратизмом регионов, особенно республик в составе Российской Федерации в силу того что центральное правительство оказывается не в состоянии установить надежный контроль над местными властями.
Еще одно возможное осложнение — уже начавшееся соревнование между государствами-членами Содружества за выигрыш от инфляции.
Уже в феврале — марте правительство перед лицом все более настойчивых требований о повышении зарплаты, пенсий и других денежных доходов населения пойдет на уступки под угрозой массовых социальных конфликтов, после чего закручивание инфляционной спирали, разрушительная гиперинфляция становятся неизбежными.
Деньги теряют смысл, и бартерная торговля становится правилом, вернув общество к самым примитивным натуральным формам хозяйствования. За этим может последовать разрушение производительных сил, сравнимое лишь с годами гражданской войны.
Остановить гиперинфляцию правительство сможет лишь замораживанием цен, что означало бы (в случае фиксации цен на длительный период) крах реформ; либо еще большим закручиванием, если это возможно, финансовых гаек, которое способно приостановить вовсе хозяйственную активность или перевести ее в подполье.
Оба таких исхода с большой вероятностью вызовут резкое обострение социальных конфликтов с расширяющимся применением насилия, усилением местного партикуляризма вплоть до распада России, поражением демократических сил.
Эксперты оценили второй сценарий как более вероятный, чем первый. Их беспокоит то, что, как кажется со стороны, правительство скорее рассчитывает на первый сценарий, тогда как надо было бы уже сейчас действовать, исходя из второго, чтобы сделать заготовки на случай, если события начнут поворачивать в его сторону.
Сценарий 3, наиболее вероятный
Всё же первые два сценария следует рассматривать как крайние альтернативы в спектре возможных исходов проводимых реформ. Вероятность реализации того или иного варианта в чистом виде в складывающейся ситуации низка, и более вероятным следует считать сценарий, лежащий между этими крайностями. Степень его близости к той или иной крайней альтернативе зависит как от внутренних свойств экономики, так и от решений правительства и его способности организовать их исполнение. По мнению экспертов, в этом случае развитие событий пойдет следующим образом.
Макроэкономическая стабилизация в ближайшие месяцы не удастся: бюджетный дефицит не может быть снижен в 1 квартале более чем до 8—10 процентов ВНП в силу несовершенства новой налоговой системы, непредусмотренного роста расходов, влияния инфляционного соревнования с другими странами Содружества; сыграет свою роль и продолжающееся снижение производства, также влияющее на объем поступлений в бюджет. Основным фактором снижения дефицитности бюджета на этом этапе станет прямое сокращение бюджетных расходов. С апреля — мая можно ожидать улучшения практики сбора НДС и определенной стабилизации производства после провала в I квартале (из-за опоздания с договорной кампанией), что приведет к дополнительному улучшению состояния бюджета (сокращение дефицита до 4—5 процентов ВНП).
Кредит постепенно будет дорожать, но уровень процентных ставок будет заметно ниже уровня инфляции, произвести жесткое сжатие денежной массы не удастся. Многие предприятия окажутся лишенными возможности получать необходимые средства в банках.
В экономических взаимоотношениях России с другими государствами — членами Содружества в ближайший период следует ожидать значительных трудностей, прежде всего в выполнении соглашений о взаимных поставках, которые будут серьезно нарушаться всеми сторонами в условиях падения производства, а также в вопросах координации финансовой, кредитной и денежной политики. Острая проблема нехватки наличности будет преодолена в целом, но сохранит острый характер в региональном разрезе. Барьеры на пути товарных потоков, соревнование за выигрыш в гонке инфляции, подготовка к введению национальных валют будут продолжаться до тех пор, пока не будет достигнута устойчивая макроэкономическая стабилизация. И эти явления в то же время будут тормозить ее достижение.
Политика российского руководства по отношению к бывшим республикам, видимо, будет все больше дифференцироваться — от отношений наиболее тесной интеграции с Беларусью и Казахстаном до высокой степени обособления, включая разделение денежных систем с Украиной.
Неравновесность в экономике и дефицит в этих условиях только усилятся, а значит, диктат производителя останется. С учетом отсутствия централизованной системы перераспределения продукции такой ход событий чреват множественным разрывом технологических цепочек. На этот процесс наложится ухудшение условий межреспубликанской торговли, и угроза полной остановки перерабатывающей промышленности в этой связи становится очень реальной. Правительство под давлением складывающихся обстоятельств уже к марту должно будет предпринять новое повышение регулируемых цен, ибо бремя дотаций для бюджета превысит возможные пределы. Возможно удовлетворение части требований предприятий, реализующих продукцию по регулируемым ценам за счет увеличения квот на реализацию товаров по свободным ценам, — на обмен по бартерным связям, на продажу за рубеж.
Уровень инфляции в результате всего этого будет составлять от 8 до 15% в месяц (от 250 до 500% в год). Либерализация цен на потребительском рынке в первом квартале не даст тех результатов, к которым она привела в других странах: прилавки не заполнятся товарами, сохранится ситуация ажиотажного спроса при высоких темпах роста цен вследствие снижения производства, придерживания товаров монопольными административными структурами, стремящимися не допустить ликвидации распределительной системы и утраты своих позиций. Некоторое улучшение ситуации на потребительском рынке произойдет, если будет разрушена монополия распределительной системы в сфере реализации потребительских товаров путем организации товарной интервенции в крупных городах, в том числе за счет иностранной помощи, прежде всего по продовольствию, ускоренной приватизации розничной и оптовой торговли, предоставления полной свободы торговли всем желающим. Но без стабилизации финансовой системы принципиального перелома положения дел не произойдет, а она, видимо, будет достигнута не ранее середины 1993 года.
Высокий темп роста потребительских цен заставит правительство к марту предпринять меры по повышению уровня доходов работников бюджетных отраслей, пенсионеров и студентов, одновременно совершить шаги по ограничению роста доходов в коммерческом секторе. Под давлением популистских настроений возможно даже и замораживание розничных цен и зарплаты в первом полугодии.
Процесс преобразований во внешнеэкономической и валютной сфере вероятнее всего будет связан с дальнейшим падением экспорта, в том числе вследствие высоких экспортных налогов и невыгодных условий покупки валюты государством. Экспортеры, несмотря на запреты, будут стремиться оставлять валютную выручку за рубежом. Возможный вариант обхода запретов — занижение объявленных цен на экспортируемую продукцию при неформальной договоренности с покупателями о выплате им цены несколько ниже рыночной и перечислении разницы на счета в иностранных банках, которые могут быть открыты на подставные компании. Проблема обслуживания внешнего долга, несмотря на достигнутые соглашения с большой семеркой об отсрочке платежей, останется острой и для России, и для Запада.
Увеличивающаяся нехватка валютных ресурсов будет затруднять переход к конвертируемости рубля по текущим операциям. Намеченный срок 1 июля 1992 года представляется нереальным прежде всего из-за отсутствия резервов для поддержания курса рубля, а также в силу того, что к этому моменту не удастся добиты я макроэкономической стабилизации. Между тем конвертируемость рубля и поддержка его курса могут стать критическим фактором для судьбы всей реформы.
Без этого трудно будет остановить рост цен, которые уже сейчас равняются на цену в долларах, переводимую в рубли по рыночному курсу. Невозможно будет предотвратить долларизацию экономики. На внутреннем рынке не появится конкуренция иностранных товаров и фирмы, которая одна способна сравнительно быстро обуздать отечественных монополистов, не пойдут в страну и иностранные инвестиции.
Но весь ход событий объективно создаст предпосылки для новых стабилизационных попыток к концу года.
Подводя итоги, следует подчеркнуть еще раз: в основном направленность российских реформ определена правильно. Возможности выбора иных вариантов крайне ограничены. Отныне результаты экономического и социального развития в России большей частью зависят не от тех или иных действий государств, но от тяжелейшего груза накопившихся проблем, которые непосильны ни для какого правительства, и от способности экономики к самоорганизации и саморегулированию. Эксперты высказали мнение, что сегодня главной задачей правительства становятся последовательность и настойчивость в политике реформ в сочетании с гибкостью, оперативное заполнение пробелов, отслеживание хода преобразований и корректировка своих намерений и инструментов.