Пенсионеры и домохозяйки вышли на улицы
В Красноярске — первые вспышки народного гнева. Рассерженные домохозяйки и пенсионеры на четыре часа перекрыли проспект газеты «Красноярский рабочий». Затем такие же акции протеста остановили движение транспорта еще на трех улицах.
Примечательно, что недовольство покупателей было вызвано вовсе не новыми ценами. Дело в другом. Местные власти решили отоварить талоны прошлого года на сахар по старым ценам. Намерение было благим: администрация отважилась вернуть долг тем, у кого на руках остались нереализованные талоны. Горожан об этом заранее оповестили, они поспешили с трех часов ночи разжечь костры у магазинов и занять очереди. Но, чего и следовало ожидать, несмотря на совестливость властей, сахар не спешил переместиться с торговых баз, из госрезервов в магазины.
Вот тогда покупатели и решились на отчаянные меры. Благодаря локальным бунтам часть красноярцев сумела приобрести по нескольку кило сахара. Но очень многие остались ни с чем. А с 11 января красноярская мэрия решила, что потребители будут покупать сахар уже только по новым ценам.
Очевидно, власти брали на себя определенные обязательства, когда вводили талоны на продукты питания. Безусловно и другое: выполнять обещания труднее, нежели давать. Впрочем, в Красноярске хоть попробовали, во многих же других сибирских городах, до которых мне удалось дозвониться, власти не пытались соблюсти элементарную порядочность. Где-то до 10 января по декабрьским ценам отоварили часть распространенных в прошлом году талонов на масло, где-то — на муку. Но далеко не с каждым нуждающимся власти рассчитались по своим долгам. Между тем некоторые товары из талонно-карточного ассортимента появились теперь на полках магазинов по свободным ценам.
Новые прейскуранты, новые люди у власти. А история — старая, выдержанная в прежних традициях и стандартах. Бесполезные ныне талоны-91 могут сегодня предъявить многие. Как свидетельство или бессилия, или нечестности властей.