January 6

С «отдельным» багажником лучше

Выбор легковых автомобилей у нас невелик, и появление всякой новой модели, даже модификации, становится заметным событием. Тем более, если речь идет о продукции Волжского автозавода: ясно, что каждая его новинка рано или поздно получит широкое распространение. Поэтому начало серийного изготовления ВАЗ-21099, думается, заслуживает самого пристального внимания.

Кто-то наверняка скажет: подумаешь, известная всем «девятка», только с выступающим багажником. По существу, так оно и есть, но в повседневном пользовании это все-таки другая машина. Напомним, что техническое описание ВАЗ-21099 приведено в ЗР № 1 за 1990 год, а теперь, когда автомобиль пошел с конвейера, наступил момент для близкого знакомства с ним.

В этом, как всегда, помогли традиционные наши партнеры — НАМИ и московская дирекция объединения «АвтоВАЗ». (К слову сказать, в Москве, да и не только в ней, уже попадаются «девяносто девятые» и с частными номерами.)

И вот однажды свеженький ВАЗ-21099 (стареньких, видимо, пока вообще не существует) появился возле редакции. Здесь, как обычно, стояли несколько «девяток» и «девяносто третьих», поэтому знакомство с новым автомобилем невольно началось со сравнительной оценки его внешности.

Про «девятку» доводилось слышать, что ее экстерьер наводит на мысль об усилиях местечкового портного, стремившегося переплюнуть парижскую моду. Определенный резон в таком ехидстве есть. Однажды на стоянке увидел я три автомобиля: «Тойоту-короллу» нынешней модели, рядом — предыдущей, а чуть дальше — наш ВАЗ-2109. Общий стиль «девятки» примерно такой же, как у прежней «Короллы», что вполне объяснимо хронологически («Королла» появилась на свет в 1983 году, ВАЗ-2108 — год спустя, а ВАЗ-2109 — еще через три года). Но у нашей машины нет той складности, сбалансированности форм, словом — «фирменности». Удивляют огромные зазоры, скорее щели между бамперами и кузовом, вероятное назначение которых — избавить сборщиков от забот по подгонке деталей. Взамен «порадовали» публику очень оригинальным и до безобразия вычурным «попугайским носом» (облицовка радиатора). Даже беглый взгляд на нынешнюю прилизанную «Короллу» дает понять, что нарочитость и экстравагантность внешнего вида машины только ускоряет ее моральное старение. Лишь недавно конструкторы ВАЗа спохватились и в модификации ВАЗ-21093 облагородили передок, да поздно: весь облик автомобиля уже устарел.

Что же касается ВАЗ-21099, то тут, судя по всему, у дизайнеров просто не было свободы рук: трехобъемный кузов на базе хэтчбека ВАЗ-21093 они делали, изменяя только задок, а при таком подходе эстетические мерки поневоле становятся минимальными. Тем не менее машина получилась достаточно приличной; впечатление некоторой нескладности и несовременное™ осталось примерно на том же уровне, что у ВАЗ-21093, либо даже немного уменьшилось. Это можно объяснить, в частности, увеличением длины автомобиля на 200 мм. Вследствие этого силуэт стал чуточку пропорциональнее, в нем как бы прибавилось стремительности. Разумеется, такие нюансы — во многом чисто вкусового характера, кого-то они вообще не трогают. Словом, если вам нравятся «девятка» и «девяносто третья», то и «девяносто девятая» придется по душе.

«Трехобъемный» силуэт кузова — главный внешний признак новой модификации.
Приборная панель BA3-21Q99 в сегодняшнем варианте оформлена интересно, но не лишена недостатков.
При откинутой спинке заднего сиденья багажник становится похожим на туннель.

Перейдем, однако, к частностям и начнем с самого характерного — с багажника. Ничего необычного в нем нет. Нормальный багажник, достаточно большой и вместительный, сравнимый с тем, к которому мы привыкли на «жигулях». И, к сожалению, примерно та же погрузочная высота, то есть расстояние от земли до верхней кромки заднего борта, через который надо перетаскивать тяжести при загрузке. Но разница все-таки есть, и, на мой взгляд, существенная. Дело в том, что заднее сиденье в салоне ВАЗ-21099 осталось тем же, что и на базовой «девятке», то есть его можно сложить, образовав, как и в кузове типа «хэтчбек», грузовую платформу на одном уровне с полом багажного отсека. Преимущества достаточно очевидны. Каждый владелец «Жигулей» наверняка вспомнит не один случай, когда ужасно хотелось снять спинку заднего сиденья и избавиться от перегородки между салоном и багажником, чтобы разместить длинномерный груз внутри машины, а не на крыше. Теперь, когда у многих есть садовые участки и постоянно приходится возить доски, саженцы и другие елки-палки, такое конструктивное решение исключительно практично. Впрочем, изготовители могли бы потрафить покупателям еще больше, сделав заднее сиденье не цельным, а из двух частей: для размещения груза складывается только одна сторона, а рядом может сидеть пассажир. Понятно, что заводу это добавило бы технологических и иных сложностей, однако интересы потребителя все-таки важнее.

Теперь перейдем в салон. Там все знакомо каждому, кто имел дело с «девяткой». Изменена только приборная панель, но и она уже известна по последней комплектации ВАЗ-21093. Такая машина в редакции есть, и в отчете о ее эксплуатации мы поговорим об особенностях новой панели. Сейчас замечу лишь, что в целом она стала приятнее, но на одно обстоятельство посетовать все же придется. Блок контрольных ламп в измененном варианте расположен горизонтально в нижней части приборного щитка, где видимость его затруднена, особенно для людей невысокого роста. К тому же нам встречались панели, которые при сборке своим краем наполовину закрывали полоску ламп, и без того узкую.

Другая досада. У обычной «девятки» пользоваться педалью акселератора не очень удобно, поскольку зона получилась стесненная — места для ступни, особенно большого размера, не хватает. Казалось бы, изменение передней панели давало возможность что-то предпринять и для устранения этого недостатка. Так нет же: в новом исполнении он, пожалуй, даже усугублен.

Наконец, опробовали автомобиль на ходу. Не было повода ожидать, чтобы появилась какая-то разница между поведением «девяносто девятой» и обычной «девятки» с таким же двигателем. Ее, по сути, и нет. Увеличенный задний свес кузова практически никак не чувствуется — ни при парковке, ни при переезде через препятствия. Может быть, чуть лучше, чем в хэтчбеке, стала обзорность при движении задним ходом, однако разница столь невелика, что о ней можно было бы и не упоминать. А вот что чрезвычайно существенно, так это чистота заднего стекла. Как и положено при такой форме кузова, грязь из-под колес на стекло не летит. Не нужен задний стеклоочиститель, не надо снимать и ставить его щетку. Если перед тем вы ездили на «восьмерке», «девятке» или «Таврии», то в дождливую погоду (а в нашем опробовании долго ждать ее не пришлось) это преимущество не остается незамеченным.

Словом, при всей малости отличий от базовой «девятки», новая машина показалась мне заметно практичнее. Конечно, в ней не разместишь такой объемный груз, который мог бы влезть в хэтчбек (например, холодильник или стиральную машину), но подобные перевозки все-таки редки. Владельцы «жигулей» не испытывают по этому поводу особых горестей, обходясь в крайнем случае багажником на крыше. Но во всех других отношениях автомобиль с багажником, вынесенным из салона, безусловно удобнее. Спрашивается, почему же такой кузов появился только теперь, когда ни «восьмую», ни «девятую» модель никак не назовешь новинкой? Какую бы мотивировку ни выдвигали разработчики, нетрудно предположить, что решающий фактор — запоздалое следование западной моде. А точнее — ориентировка только на зарубежного покупателя. Нам это, согласитесь, обидно.

Вот, собственно, и все о моем знакомстве с «девяносто девятой». Можно лишь добавить, что в перспективе на этом автомобиле появится немало узлов и систем, прежде всего электронных, которые для нас новы. Но об этом поговорим, когда перспектива станет свершившимся фактом.

А. МОИСЕЕВИЧ

«За рулем» январь 1992 г.