Мужество России оценили высоко, но выбираться из кризиса ей придется самостоятельно
Мир завороженно следит за событиями в России, начавшей свое вхождение в рынок с либерализации цен.
Очень смелый шаг
В мужестве России никто не отказывает. На это не осмеливаются даже те, кто полагает, что, уничтожая механизмы контроля за ценами, не осуществив, предварительно демонополизацию и приватизацию промышленности, в полной мере не урегулировав земельный вопрос и не разработав внушающие доверие законы о свободе предпринимательства и частной собственности, российское правительство совершает безрассудный шаг.
Согласно учебникам по рыночному хозяйству, пишет немецкая «Вестдойче альгемайне цайтунг», высвобождение цен, возможно, правильная мера, однако поскольку отсутствуют все предпосылки для введения рынка, то радикальное средство, к которому обратился российский президент, свидетельствует скорее о его бесстрашии. К такому же мнению склоняется экономический обозреватель «Дойчес ланд-блат» — «политическое мужество, сверхмужество или тотальная переоценка собственных сил и возможностей».
Направление выбрано правильно
И все же либерализация цен в существующих в России условиях, с ее социалистическим прошлым, была единственно возможным средством спасения тонущего корабля. Министр иностранных дел Великобритании Д. Хэрд признал это решение «основополагающим». А экономический советник президента Чехословакии М. Замечник, приступивший к проведению экономической реформы в ЧСФР год назад, подчеркнул, что «в идеальном мире, конечно же, следовало начинать с демонополизации и приватизации, но в действительности наиболее быстрые результаты может принести освобождение цен».
К чему же приведет начавшаяся реформа? Этим вопросом задаются многие экономисты, предлагая самый широкий спектр ответов — от оздоровления экономики до катастроф.
«Если повезет и будет помощь с Запада, они выберутся из трясины», — считает агентство Ассошиэйтед Пресс. Решительный бросок России заставил Запад вновь заговорить о необходимости соучастия в преобразованиях в государствах, вышедших из исчезнувшего Советского Союза.
Однако как и прежде, когда речь шла об оказании помощи СССР, в звучащих высказываниях нет готовности. По-прежнему они насыщены условиями. Президент США Дж. Буш, говоря о событиях в России и СНГ, заявил, что государства — участники Содружества могут рассчитывать на финансовую поддержку частного американского бизнеса, «но на каком-то этапе». «Если им (СНГ) удастся должным образом осуществить подготовку программ реформ и они будут их придерживаться, инвестиции польются потоком», — заявил президент.
Помощь Европейского сообщества также увязывается с ходом процесса демократизации в СНГ и экономической целесообразностью предлагаемых экономических проектов. По мнению же министра иностранных дел Великобритании Д. Хэрда, вопрос о предоставлении широкой финансовой помощи, в частности путем создания стабилизационного фонда, может встать лишь после того, как страны СНГ твердо пойдут по пути осуществления реформ. «Сейчас говорить об этом пока рано», — сказал он.
Так что нам, в какой бы части бывшего СССР мы ни жили, не следует рассчитывать на скорую помощь. Но будет ли она по крайней мере своевременной? В любом случае мы не прогадаем, если будем полагаться исключительно на собственные силы да еще на гуманитарную помощь таких людей, как американец Кен Уэйн, который перевел сто тысяч долларов, свой выигрыш в лотерее, в американский фонд помощи России.