Цены меняются. Но ничего не меняется на прилавках
Если будет что покупать за такие деньги, то к середине лета
В первый рабочий день после либерализации цен большинство московских промтоварных магазинов оказались закрытыми на переучет. А в тех, что все-таки открылись 3 января, ничего не изменилось по сравнению с предыдущим годом: товаров по-прежнему нет.
Пусты полки обувных магазинов. И только в закутках, которые обычно арендуют в торговых залах кооперативы, выставлена обувь. Это обычная кооперативная продукция — грубо сработанная и дорогая. За полторы-две тысячи можно купить женские сапоги, за 800 рублей — туфли, за 200 рублей — легкую летнюю обувь.
В магазинах радиотоваров продаются ручки для мебели. В магазине телевизоров — небольшой черно-белый «Рекорд» по спискам за 1920 рублей.
Ситуацию, которую переживают в эти первые дни реформы промтоварные магазины, описала мне директор арендного магазина «Антей» Наталья Никифорова. Москвичам это предприятие торговли в прошлом знакомо как фирменный магазин «Свет» у Белорусского вокзала. Когда-то тут был хороший выбор электротоваров, а сейчас магазин вместе с новым названием приобрел самостоятельность и продает любой товар, который удается достать у поставщиков.
Производители товаров сегодня полные хозяева положения, считает Н. Никифорова. Магазины вынуждены соглашаться с любыми их условиями и в первую очередь с ценами. После того как магазин откроется, закончив переучет, детская коляска, например, будет стоить здесь около 700 рублей. Эта цена, продиктованная поставщиками из Киева и Москвы, повергла директора магазина в шок. И сейчас Наталья Никифорова говорит, что хотя и не имеет еще сведений по всем видам товаров, но не удивится, если цену за обычную эмалированную кастрюлю производители назначат в 100 рублей.
Примерно известен уровень цен на холодильники. Небольшие, типа «Саратов», будут стоить примерно полторы-две тысячи рублей. Более вместительные, объемом 180 литров и больше, — от 5—7 тысяч рублей и дороже.
С монополистом-предприятием магазину сейчас трудно спорить, но директор «Антея» считает, что нынешнее положение с высокими ценами и товарным голодом продержится не более полугода. По ее информации производство популярных товаров все-таки вырастет в этом году за счет предприятий, которые начинают самостоятельно выходить на рынок. И тогда положение может измениться коренным образом. Магазин намеренно будет сталкивать товары различных поставщиков, чтобы заставить их конкурировать и в конечном итоге снижать цены.
Наталья Никифорова, которая около тридцати лет проработала в торговле, настроена оптимистически и уверена, что стабилизация цен на электробытовые товары и относительное наполнение прилавков произойдет к середине лета, если, конечно, в ход реформы не вмешаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, например, нехватка металла или пластмасс. А потенциал для производства электробытовых приборов в России, по ее мнению, достаточно велик.