May 20, 2022

Над мысом Доброй надежды взошла звезда Митсубиси

1б января караван участников трансафриканскога рейда-марафона Париж-Кейптаун финишировал в столице Капской колонии, или просто Капе, как называют этот южноафриканский порт сами участники, и....

Триста с лишним машин и мотоциклов стартовали 23 декабря от Венсенского дворца в Париже, чтобы за 25 дней сумасшедшей гонки через всю Африку выяснить, кому из них суждено победить в споре с пустыней, кто дойдет до Капа и, конечно, кто станет победителем самых тяжелых в мире внедорожных соревнований. На трассе длиной в общей сложности более 13 тыс. километров гонщики, помимо адской жары и постоянной опасности заблудиться, что часто равносильно сходу, испытали на себе все прелести африканского бездорожья. Каменистые пустыни, саванны, узкие, размытые дороги джунглей. Все это и обычному водителю приносит мало радости, а для пилота, ведущего свою сверхмощную машину на грани разумного риска, малейшая ошибка может стать последней в гонке, а если не повезет, то и в жизни.

Таких, кому не повезло, за всю историю проведения рейдов (с 1970 по 1991 годы — Париж-Дакар) насчитывается уже около трех десятков, а число раненых давно перевалило за сотню. Ни один Дакар не обходился без жертв. Не обошелся и нынешний: 27 января на Ливийском этапе потерпел тяжелую аварию джип сопровождения (все технички имеют стартовые номера и идут в режиме гонки). Первыми жертвами стали двое французов — пилот Жан-Мари Сунийяк и штурман Лоран ле Буржуа.

Однако, гораздо большее потрясение ждало всех 7 января, когда в лобовом столкновении с машиной медпомощи погиб ветеран и победитель Дакара, один из фаворитов среди мотогонщиков, француз Жиль Лале. В тот же день другой французский спортсмен Жан-Кристоф Вагнер на огромной скорости потерял контроль над своим тяжелым мотоциклом и в падении получил серьезные повреждения внутренних органов. Мотогонщик был срочно доставлен в больницу во Францию, но врачи считают его состояние очень тяжелым и почти безнадежным.

Вообще же, несмотря на вышеупомянутые печальные события, нынешняя гонка получилась не столь драматичной как большинство Дакаров, даром, что трасса была почти в полтора раза длиннее.

Основной интригой еще до старта считалась, как и в прошлом году, борьба между Мицубиси и Ситроеном, и поскольку никто так и не смог составить двум суперкомандам хоть мало-мальской конкуренции, так оно и вышло. Впрочем, на первых этапах надеящу подал было Сальвадор Сервиа, ехавший на прототипе Лада Самара Т3, подготовленном французской фирмой Ла-да-Пок. На прошлом Дакаре Юбер Ориоль (забегая вперед, скажу, что именно он принес Мицубиси нынешнюю победу), занял на Самаре пятое место, пропустив вперед лишь объективно более сильных японцев и Ситроены, но ни ВАЗ, ни Автоэкспорт не оказали даже той малой финансовой поддержки, которую просил Жан-Жак Пок (сам, кстати, вложивший в Самару ТЗ несколько миллионов франков), и перспективный проект был похоронен.

А что касается Сальвадора Сервиа, испанец, на свой страх и риск выступающий на одной из прошлогодних Лад, умудрился на первых этапах возглавить гонку и продержался в лидерах целых два дня. Но... фортуна переменчива (особенно, когда тебя не опекают пара десятков механиков на грузовиках и вертолетах), и из-за небольшой поломки испанский экипаж переместился на восьмое место, которое прочно держал до конца марафона.

На четвертом этапе гонки, который отбросил испанцев с лидирующей позиции, пелетон возглавил Юбер Ориоль на Мицубиси Паджодо ТЗ, а за ним пристроились Эрвин Вебер и Кензиро Шинозука на машинах той же марки. Именно там, в Северной Африке, в самом начале рейда все было решено: Ситроены из-за серии неполадок и досадных случайностей отстали от лидирующей группы из трех японских джипов и практически потеряли шансы наверстать упущенное.

Да, похоже проходят те времена, когда за каждым поворотом гонщиков ждали самые непредсказуемые события, и никакой отрыв не мог гарантировать победы, равно как никакое отставание не лишало шансов на успех. Роковую для команды Ситроена роль сыграл еще и тот факт, что по разным причинам были отменены несколько скоростных участков, начиная с Анголы, как раз тех, на которых гонщики французской фирмы могли бы попытаться взять реванш. Но, видно, все в эти дни было против Ситроенов, и ни огромный опыт «шведского охотника» Бьорна Вальдегаарда, ни мастерство четырехкратного победителя Дакара «летучего финна» Ари Ватанена не спасло французскую команду от поражения На финише первые три места заняли гонщики японской фирмы, четвертым был Вальдегаард, а Ватанен, непобедимый Ватанен, бесспорно лучший в мире пилот-марафонец — лишь пятым.

Однако, случайна ли была победа команды Мицубиси? Конечно, нет. Последние шесть лет японцы упорно стремились завоевать почетный трофей, из года в год совершенствуя технику и улучшая результаты. Все закономерно ...

У мотоциклистов также без особой борьбы первенствовал француз Стефан Петерансель на ярко-синей Ямахе, а за ним последующие три места заняли мотогонщики итальянской фирмы Каджива.

В классе грузовиков победили признанные фавориты итальянские Перлини, а на третье место вышла Татра. Не слишком порадовала команда КамАЗа. После впечатляющего прошлогоднего успеха, когда камские грузовики в равной борьбе с Перлини в полном составе дошли до финиша и заняли второе, третье и четвертое места, в этом году ни одна из наших машин в итоге не попала даже в пятерку сильнейших. При этом довольно неуклюже выглядела попытка некоторых средств массовой информации утешить советских болельщиков тем, что, мол, один из наших КамАЗов занял второе место в своем классе (трехосных машин). Не нужно большой проницательности, чтобы из тех же телерепортажей понять, что в марафоне котируется лишь, абсолютный результат, и по ТВ КамАЗы показали нам всего пару раз да и то мельком. Впрочем,' как уверял перед стартом руководитель команды КамАЗ Семен Якубов, главная цель — дойти до финиша. В таком случае, она достигнута.

В этом году телевидение сделало миллионам автолюбителей прекрасный подарок: в течение всех 25 дней гонки каждый вечер мы могли с помощью студии Спорт и Пятого канала французского ТВ на полчаса перенестись под жаркое африканское солнце на трассу марафона. Правда, здорово испортило впечатление то, что в последние три дня перед финишем нам вместо волнующей всех информации трижды повторили один и тот же старый сюжет, половину которого к тому же занимали картинки ди-кой африканской природы. И еще одно. Если бы тот же Пятый канал в своей передаче назвал дважды подряд гонщика Кензиро Шинозуку Шизанукой, как это сделали наши комментаторы, тот, пожалуй, подал бы в суд и получил солидную компенсацию. Понятно, что Останкино пока никто к ответу призывать не собирается Досталось не только японскому гонщику... Даже призванные на помощь коллеги из журналов Автомотоспорт и За рулем, как ни старались, не смогли помочь, ведь не поправлять же комментаторов каждый раз.

Вот и завершился очередной, 14-й Дакар. Да, да, именно Дакар, ведь куда не проложи трассу этой гонки, знаменитый дух Дакара останется. И зря стараются «гуманисты», требующие вновь, как и всякий раз отменить эту «кровавую бойню». Кто хоть раз побывал здесь, будет возвращаться в пустыню вновь и вновь. Так моряка тянет в море, а альпинист жить не может без гор. Так оставьте ненужные споры.

Через год пустыню вновь огласит рев сотен мощных моторов. Приключение продолжается.

А. РУСТАМОВ

Редакция благодарит сотрудников московского представительства «Мицубиси корпорейшн» за активную информационную поддержку

1-е место Юбер ОРИОЛЬ, француз, 39 лет.
Дебютировал в африканских рейдах в начале восьмидесятых. В 1981 и 1983 годах становился победителем марафона Париж-Дакар а классе мотоциклов, выступал на БМВ. После тяжелой аварии во время Дакара'87 оставил мотоспорт и в 1990 году сел за руль прототипа Самара ТЗ. Выиграл ралли Фараонов и занял пятое место на ралли Париж-Дакар'90.

2-е место Эрвин ВЕБЕР, немец, 32 года.
Первое участие в ралли — в 1978 году. В 1983 стал чемпионом ФРГ, выступал за Опель. Неоднократно попадал в пятерку лучших на африканских ралли Кот д'Ивуар и Сафари. В 1991 году участвовал в марафоне Париж-Дакар на длиннобаз-ном Паджеро LWB, заняв 64-е место в абсолютном зачете.

3-е место
Кензиро ШИНОЗУКА, японец, 43 года.
С 1968 года выступает за команду Мицубиси. Неоднократно становился чемпионом Японии и Азии, успешно выступал на африканских этапах чемпионата мира и в этом году выиграл ралли Кот д'Ивуар на Мицубиси Галант VR-4. В ралли Париж-Дакар участвует с 1986 года. Лучший результат третье место в абсолютном зачете в 1987 году.