Борис Ельцин: у президента СССР есть время максимум до середины января
Всем памятна статья о Ельцине, опубликованная в 1989 году крупнейшей итальянской газетой «Репубблика» и перепечатанная «Правдой». Сколько споров, недоумения, негодования вызвала она тогда. Мало кто узнал в том неприглядном портрете, который нарисовал нью-йоркский корреспондент газеты, человека, с чьим именем народ связывал все свои надежды на перемены. И вот сейчас, два с половиной года спустя, Ельцин, судя по всему, сменил гнев на милость. «Репубблика» опубликовала интервью с ним, не менее сенсационное, чем материал, сделавший газету известной почти каждому жителю России. Это интервью мы сегодня частично воспроизводим.
В новом Содружестве независимых государств не предусмотрено места для Михаила Горбачева, и у Президента Советского Союза есть время «до конца декабря, максимум — до середины января», чтобы принять решение о своей отставке. Бесстрастно, не повышая голоса, Борис Ельцин произносит этот своеобразный приговор об изгнании творца перестройки, утверждая, что в эту субботу «девять республик, а возможно, и десять» подпишут договор о новом Содружестве, санкционируя таким образом кончину СССР. После того как Ельцин на правах «хозяина дома» принимал Джеймса Бейкера в роскоши Кремля, являвшегося на протяжении веков царскими чертогами и последние семьдесят лет — бастионом советской власти, он вернулся в бывшее здание ЦК КПСС на Старой площади, где сегодня работает российское правительство. Здесь он в течение часа беседовал с министром обороны Евгением Шапошниковым, и здесь же, в огромном кабинете, который еще четыре месяца назад принадлежал Генеральному секретарю советской коммунистической партии, Ельцин дал эксклюзивное интервью «Репубблике» накануне своего официального визита в Италию, начинающегося на днях
— Борис Николаевич, можно ли уже утверждать, что Содружество независимых государств существует, а Советского Союза больше нет?
— Содружество, без сомнения, существует, учитывая, что Россия, Украина и Беларусь подписали Соглашение о его основании. Для того чтобы заявлять о том что СССР больше нет, следует подождать по крайней мере две недели, пока последние союзные структуры не перейдут под юрисдикцию России. И тем не менее наши три республики денонсировали Союзный договор 1922 года и отозвали своих депутатов из союзного парламента, что означает на практике, что прежней советской власти больше нет. Три дня назад мы говорили с Горбачевым о том времени, которое потребуется для завершения переходного периода, и я сказал ему, что этот процесс должен завершиться в декабре, максимум в середине января.
— Может ли, по вашему мнению, Украина выйти из Содружества, если оно в конечном счете будет походить на горбачевский проект нового Союза? Галина Старовойтова, один из ваших советников, выразила подобное опасение...
— Содружество вовсе не напоминает Союз, которого хотел Горбачев: Союз как отдельное государство, с сильным центральным правительством. И нет опасности выхода Украины. У Старовойтовой может быть собственное мнение. Мы с Кравчуком разговариваем почти каждый день и оба рассчитываем на то, что 21 декабря в Алма-Ате Казахстан вместе с другими четырьмя среднеазиатскими республиками и Арменией присоединится к России, Украине и Беларуси в подписании Соглашения о Содружестве. Не исключено подписание Соглашения и Молдовой.
— Как родилась идея о Содружестве?
— Впервые об этом шла речь в декабре прошлого года, когда центральное правительство торпедировало реформы. Тогда-то Россия, Украина, Беларусь и Казахстан направили своих представителей в Минск, чтобы обсудить возможность образования Содружества. Горбачев препятствовал подобному проекту, однако документы сохранились и 8 декабря в Минске мы их вновь проанализировали. Вот почему нам удалось достигнуть согласия всего за день с небольшим.
— У Содружества будет свой флаг?
— Красного флага больше не будет. Мы еще будем обсуждать проблему будущих структур Содружества, однако, учитывая, что мы не будем единым государством, не думаю, что у Содружества будет свой флаг. И потом, как я уже сказал сегодня Бейкеру, в будущем у Соединенных Штатов не будет какого-то одного собеседника, каждое государство Содружества может иметь как своего представителя в ООН, так и дипломатические и иные отношения с другими государствами.
— Кто будет возглавлять Совет Обороны Содружества?
— Он будет человеком военным, которого назначат государства Содружества. Что касается поста «Президента», его в Содружестве не предусмотрено.
— У кого будет «ядерный чемоданчик» с цифрами?
— Наполнятся ли магазины продовольствием теперь, после создания Содружества? Опасаетесь ли Вы волнений, массовых выступлений или еще одного путча, о котором сейчас много разговоров, вследствие голода и экономического кризиса?
— Создание Содружества вовсе не означает, что мы автоматически решим продовольственную проблему. Все связано с экономическими реформами, которым препятствовали любыми способами. После либерализации цен в течение полугода положение будет ухудшаться. И нас, безусловно, беспокоит проблема волнений и даже бунтов. Мы знаем по опыту некоторых стран (Аргентина, Бразилия), которые пытались начать реформы, что они были вынуждены отступить назад в связи с народными протестами. Мы постараемся объяснить нашим людям, что речь идет о временных жертвах и что через год положение стабилизируется и наступят лучшие времена. Народ должен обрести веру, несмотря на то, что шесть лет перестройки не принесли повышения качества жизни и ситуация даже ухудшилась. Но я не верю в очередной путч. Все разговоры о нем инспирированы страхом перед реформами и российским руководством.