Превратим столицу в город принудительной эвакуации автомобилей!
Если в центре Москвы среди бела дня у вас украли автомобиль, постарайтесь расслабиться и получить удовольствие: вполне возможно, что вы имеете дело с новшеством, недавно введенным столичными властями. В соответствии с постановлением, подписанным Юрием Лужковым, исчезновение машины может означать, что ваше транспортное средство подвергли мероприятию под названием принудительная эвакуация. Вспомните: где вы оставили автомобиль! Если под знаком «остановка запрещена», то смело ищите ближайшего госавтоинспектора и готовьте деньги: машина, скорее всего, арестована и находится на специальной стоянке по адресу: улица Рябиновая, 45а. И теперь ее придется выкупать.
День ото дня Москва становится все более европейским городом. Уже имеется своя мэрия, переименовано около 60 станций Метрополитена имени В. И. Ленина, мясо на рынках начинают продавать за валюту.
А с недавнего времени вообще настала полная цивилизация -— в Москве, по примеру передовых капиталистических стран Европы и более отдаленной заграницы, начали работать восемь дорогих грузовых автомобилей «мерседес», специально оборудованных для транспортировки легковых автомобилей. Каждый божий день под руководством ГАИ они, как на Западе, арестовывают и увозят машины, запаркованные в неположенных местах на центральных магистралях города.
Адреса для применения передового опыта ГАИ определяет заблаговременно, однако пока они не отличаются разнообразием: «мерседесов» мало и принудительной эвакуацией охвачены сейчас в основном Новый Арбат, Тверская и Кузнецкий мост. Изредка — некоторые аэропорты. Процедура эта занимательна и даже, как мы с фотокорреспондентом убедились, побывав на Новом Арбате, захватывающа. «Мерседес»-эвакуатор, прочесывая проспект, собирает вокруг себя толпы интересующихся, сочувствующих, а также искренне радующихся граждан. В их присутствии и происходит опечатывание дверей, багажника, капота и бензобака арестовываемого автомобиля, опись имеющихся на момент эвакуации повреждений, а также погрузка машины на платформу.
Чуть позже на месте, откуда только что был принудэвакуировэн автомобиль, появляется ошалевший владелец, отлучавшийся, скажем, в магазин, и принимается бегать по проспекту. Вскоре его успокаивает, как может, сотрудник ГАИ, и после уплаты штрафа в 40 рублей гражданин отправляется на улицу Рябиновую для вызволения машины и изучения прейскуранта цен на услуги службы принудэвакуации.
Вообще говоря, поначалу довольно сложно понять: кто же кому оказывает эту самую услугу? По логике вещей заказчиком является ГАИ, а исполнителем —малое предприятие «Транстехносервис», которое и эксплуатирует «мерседесы», закупленные еще в 1990 году прежними московскими властями за валюту и стоявшие до последнего времени без дела. Но, судя по тому, что платит за все и ГАИ, и «Транстехносервису» сам хозяин арестованной машины, услуга по принудэвакуации оказывается именно ему, частнику. Это лишний раз подтверждает прейскурант, составленный так, как будто накануне исчезновения машины ее владелец сам заказал все это торжество.
Итак, расценки. Вызов эвакуатора — 5 рублей. Пробег «мерседеса» порожняком до места эвакуации — 1 рубль за километр, с арестованной машиной — 1 рубль 50 копеек. Осмотр машины, опечатывание, составление акта в присутствии свидетелей — 30 рублей. Погрузка-разгрузка — 30 рублей. Хранение машины на стоянке — 50 рублей в сутки первые пять суток, 100 рублей в сутки — от 5 до 10 суток, 200 рублей в сутки — свыше 10 суток. Прием на хранение арестованного автомобиля — 30 рублей, оформление выдачи машины владельцу со стоянки — еще тридцатник. Если вашу машину забрали, скажем, с Нового Арбата, то, вместе со штрафом ГАИ, вы лишитесь в общей сложности 217 рублей 50 копеек. Если вы прибежали до того, как автомобиль погрузили, но уже успели опечатать, — это обойдется вам в общей сложности рублей в 90.
Как ожидается, с нового года суммы значительно вырастут из-за инфляции, но и теперь, в общем-то, мало не кажется. Как намерено использовать деньги самое демократическое в мире московское правительство, решившее принуждать нас к эвакуации? Может быть, срочность и жесткость мер нужны, чтобы, быстро набрав денег от нарушителей, построить в центре удобные стоянки или, как говорят в иностранных мэриях, паркинги, где можно будет, не нарушая правил, оставить автомобиль?
Ответ: стоянок, скорее всего, не будет никогда. В точном соответствии с главной советской поговоркой про то, как чисто не там, где метут, а там, где не сорят. Очень способствует, когда лень подметать: тебя посадят, а ты не сори! На строительство стоянок нужны средства, их, естественно, нет, а денег, принудительно изымаемых у автовладельцев, хватает только на то, чтобы они содержали в городе Москве… службу принудительной эвакуации. По словам ее директора Виктора Павловского, все доходы уходят на эксплуатацию и оплату восьми «мерседесов», которые «Транстехносервис» арендует у ГАИ, зарплату сотрудников и хлопоты, связанные с тем, чтобы страховать арестованные машины от повреждений и улаживать конфликты с владельцами.
Поскольку, несмотря на эвакуацию, ставить машины все равно негде, результат карательных мер поражает. Пока в «мерседес» загружается арестованный транспорт, рядом стоит автомобиль, который ждет, чтобы занять освобождающееся место. Кроме того, на Новом Арбате теперь больше стало пробок — эвакуатор ведь занимает целую полосу, а процедура ареста занимает минут двадцать. Если учесть, что одновременно на проспекте, бывает, работают целых три «мерседеса», то эффект колоссальный. Едешь и видишь — Европа, а потом оглядишься и чувствуешь: не-е-е — Москва!