В России назревает серьезный правительственный кризис
Руцкой в отставку не уходит. Он переходит в атаку
В высшем эшелоне власти России заметно назревает новый конфликт. Не улеглись еще страсти вокруг наметившегося две недели назад противостояния между правительством и парламентом, как возник «феномен» Руцкого. Судя по публикациям и комментариям на эту тему, появившимся в последние дни, политический прогноз колеблется в следующих пределах: «вице-президент перешел в оппозицию по отношению к правительству: «если случится новый путч, то его возглавит Руцкой».
А может быть, пресса вновь ищет сенсацию на пустом месте, как утверждал на днях один из российских депутатов на встрече с представителями правительства? Что же, попробуем сверить компасы, которыми руководствуются вице-президент и правительство.
По инициативе А. Руцкого было введено чрезвычайное положение в Чечено-Ингушетии. Когда же стало ясно, что силовой подход способен лишь усугубить ситуацию на Кавказе и парламент отменил, по сути, Указ Президента, с чем последний согласился, вице-президент продолжал отстаивать свою позицию. «Мы продемонстрировали безвластие и беззаконие», — утверждал он.
Как только была объявлена (лишь в общих чертах) программа реформы нового правительстства, вице-президент (не отвергая необходимости реформ) начал торпедировать усилия по подготовке к либерализации цен, расценивая этот шаг как «губительный для экономики России». И, наконец, в ходе своей поездки на Алтай вице-президент открыто противопоставил себя курсу, который проводит правительство, возглавляемое, кстати, Президентом.
Что кроется за «особой» позицией вице-президента, грозящей вызвать новый кризис в российском руководстве? По сведениям, поступившим в «Известия» от осведомленных источников в Белом доме и на Старой площади, вице-президент сознательно и решительно отмежевался от действий нового Кабинета министров (теоретиков — по его словам), поскольку считает их непредсказуемыми и поспешными, взял на себя роль «оппозиционера» с тем, чтобы «предотвратить социальный взрыв в гигантских российских масштабах». Изложим его взгляды на складывающуюся ситуацию в РСФСР и программу реформ.
Для перехода к рынку, считает вице-президент, необходимо время, чтобы выполнить комплекс мер. В их числе: проведение инвентаризации фондов, ресурсов; определение пространства, на котором возможно проводить реформы (скорее всего, здесь речь идет о решении проблемы федеративного устройства России); обеспечение комплексного подхода при подготовке реформ в той или иной сфере; согласование действий с партнерами по бывшему Союзу. Вот некоторые его оценки шагов правительства в интерпретации упоминавшихся источников.
Проводимые эксперименты над экономикой — это не программа реформ. Правительство, в котором главным «теоретиком» является Е. Гайдар, пошло по старой «горбачевской» схеме: принимается набор указов и постановлений без пакета нормативных актов, обеспечивающих проведение их в жизнь. В результате ни один из 15 указов, вышедших в последнее время, не работает. Они повисли в воздухе. Президент поручает правительству (читай — себе же!) определить, разработать такие-то меры по претворению в жизнь соответствующего указа, но установленные сроки проходят, а базы для их реализации нет.
Важнейшая проблема — либерализация цен. Здесь, как и в других направлениях, та же непродуманность действий, поспешность. Указ передан уже в парламент, но проработанных по срокам решении относительно приватизации, демонополизации, налоговой системы, формирования бюджета на будущий год до сих пор нет.
Тем временем паралич экономики усиливается. Средний уровень внутрисоюзных поставок по прямым производственным связям, по сравнению с прошлым годом, составляет лишь 12 процентов. Возьмите Урал. Там во многих городах до 90 процентов специалистов и рабочих заняты на оборонных предприятиях. Сейчас они останавливаются — заказов на продукцию нет, склады затоварены, покупателей нет, зарплату платить нечем. Огромная масса классных специалистов вот-вот окажется без работы, а трудоустроиться им в небольших городах крайне трудно. Пустые полки магазинов усугубляют ситуацию. Кузбасс практически в предстачечном состоянии. А положение в армии? Месяц! — дают военные и рабочие ВПК нам на раздумье, чтобы хоть как-то облегчить их положение.
Суммируя высказывания вице-президента, источники подчеркивают, что он — не против реформ как таковых. Более того, в некоторых направлениях он выступает за их радикализацию. Однако категорически не согласен с технологией, формами и методами перехода к рынку. «Мы не та страна, чтобы прыгнуть в рынок за неделю», — приводятся его слова. Вице-президент убежден, что нужно еще раз взвесить готовность нормативной базы и управленческих структур к либерализации цен и, что очевидно, перенести ее на более поздний срок. В отпущенное время провести надлежащую подготовку, принять меры для улучшения продовольственного снабжения вплоть до запрещения коммерческим магазинам торговать товарами, которые предприятия реализуют по госценам.
Теперь о «сенсационном» известии, поступившем из Барнаула, где в ходе своей поездки по предприятиям ВПК вице-президент якобы заявил о готовности уйти в отставку. В окружении А. Руцкого на сей счет уточнили, что его слова были неправильно интерпретированы. Вице-президентом было сказано примерно следующее: по возвращении в Москву он должен встретиться с Президентом, изложить ему увиденное на местах, передать настроения людей и, если не будут учтены эти тревожные сигналы, если не будет воспринята логика того, что может вскоре произойти, то тогда он вынужден будет подумать об отставке. Однако после этого разъяснения тут же было заявлено, что А. Руцкой не собирается уходить в отставку. Он готов бороться до конца, поскольку убежден (может быть, и с долей самомнения) — он единственный в «команде» Б. Ельцина, кто может возразить правительству, что-то сделать, дабы предотвратить социальный взрыв.
Было также сказано, что изложенные взгляды вице-президента на положение в экономике формируются не под влиянием его окружения, каких-то сил или представителей возглавляемой им партии свободной России, а в результате встреч с делегациями от оборонных предприятий, с депутатами, в трудовых коллективах. Он намеренно не вошел в состав правительства, в котором недостает опытных практиков, дабы иметь возможность влиять на его действия. Высказываемые им критические суждения он подчеркнуто не адресует Президенту.
Вот, пожалуй, те основные пружины, которые развернули в последнее время А. Руцкого как политика на иной курс, существенно отличающийся от правительственного.
В правительственных же кругах не скрывают раздражения по поводу «солдафонской» критики вице-президента. «Он нанизывает, как бусы на нитку, очевидные, примитивные вещи и делает вывод, будто программы реформы нет! — констатировал один из советников Кабинета министров. — Проблемы упреждающей приватизации, демонополизации, стабилизации финансовой, налоговой системы перед отпуском цен заставляют нас сидеть на работе по ночам. Но шансов на перенос сроков реформ у нас нет, как и нет возможности поддерживать оперативное управление отраслями в условиях разрыва межреспубликанских связей и трансформации союзных структур в российские».
К сказанному можно добавить, что взгляды вице-президента на то, как можно было бы удержать ситуацию под контролем, не оригинальны Например, улучшить снабжение продовольствием распределительными, силовыми мерами, вплоть до блокирования коммерческой торговли, очень сильно смахивает на обещания ГКЧП. Продлить госзаказ предприятиям ВПК? Вот уже по меньшей мере три года они обещают начать конверсию, а воз и ныне там.
Во второй половине дня 5 декабря, как объявлено, после встречи с Президентом А. Руцкой выступит на пресс-конференции, где, надо думать, мы получим ответ на вопрос: уходит ли вице-президент в глухую оппозицию или переходит в открытую атаку.