December 3, 2021

«Кузнецов» покинул Черное море

Военные утверждают, что авианесущий крейсер идет домой

Как уже сообщали «Известия» № 287), советский авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» прошел 2 декабря через контролируемые Турцией проливы Босфор и Дарданеллы и вышел из Черного моря в Средиземное. Куда он направляется? Какие задачи стоят перед ним! Этому посвящен комментарий нашего военного корреспондента В. ЛИТОВКИНА.

В Министерстве обороны сейчас не делают из этого большого секрета — крейсер идет на Северный флот, к которому он «приписан» и где находится место его постоянного базирования.

Экипаж его сформирован также в основном из североморцев. Их около полутора тысяч человек, в том числе и 200 офицеров. Так что они возвращаются домой.

Принят крейсер в конце прошлого года на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, практически весь 1991 год проходили его государственные испытания, шло освоение базирующейся на нем авиационной техники — новых палубных самолетов Су-27К и МиГ-29К. Летчики и моряки поднимали до необходимого уровня свое боевое мастерство, и теперь курс — на Баренцево море.

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» — первый из серии авианесущих крейсеров нового поколения, которые входят в состав нашего флота. Его главная задача -— охрана побережья, морских коммуникаций, а также обеспечение боевой устойчивости корабельных группировок ВМФ, в том числе и стратегических, защита их от ударов авиации и кораблей.

Для этого у него есть около 50 самолетов и вертолетов. Это, как я уже упоминал, истребители Су-27К и МиГ-29К и противолодочные вертолеты Ка-27. Кроме них, на корабле имеются современные противокорабельные ракетные комплексы, зенитные ракетно-артиллерийские системы различной дальности стрельбы и большое количество разнообразных радиоэлектронных систем и средств для обеспечения мореплавания и боевой деятельности палубной авиации.

Водоизмещение крейсера — около 55 тысяч тонн, длина — чуть больше 300 метров, осадка с полной загрузкой — 10 метров…

Некоторые эксперты утверждают, что международная конвенция, заключенная в 1936 году в Монтрё, контроль за соблюдением которой возложен на Турцию, запрещает проход через черноморские проливы авианосцев. Но этот корабль относится к классу тяжелых авианесущих крейсеров. Авианосцем, считают военные, его назвать нельзя. Почему? Те имеют на своем борту авиационное наступательное вооружение, предназначенное для ударов по морским и береговым целям. В частности, бомбардировщики и штурмовики.

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» вооружен истребительной авиацией. Она, как известно, может выполнять только оборонительные функции. И в этом принципиальнее различие.

Кстати, выяснилось, что у Минобороны с Турцией в таких оценках нет и не было никаких разногласий. Советская сторона заблаговременно передала ее руководству предусмотренное конвенцией уведомление и в назначенный день провела свой крейсер в сопровождении одного сторожевика через проливы.

Еще один важный момент, на который обратила внимание мировая пресса. За рубежом появились утверждения, что увели этот корабль с Черного моря, чтобы он не достался Украине после объявления ее независимости и выхода из СССР.

«Украина не претендовала и не претендует на такие корабли. По крайней мере нам об этом ничего не известно», — такое разъяснение получил я в Министерстве обороны.

Кроме того, известно, что, выступая в Севастополе со своей предвыборной программой, тогда претендент в президенты республики, а сейчас президент Леонид Кравчук сказал, что Украине не нужны большие стратегические корабли.

И, наконец, последнее. Путь вокруг Европы через Средиземное море и Атлантику неблизок и непрост, тем более зимой. Шторма могут внести свои коррективы в прибытие крейсера на базу.

Фото В. СВАРЦЕВИЧА.

«Известия» 4.12.1991 г.