Решение парламента в отсутствие Ельцина
То, о чем так много говорилось и писалось в последнее время, свершилось. Российские законодатели на заседании сессии 22 ноября решили выяснить свои отношения с властью исполнительной. Причиной послужил представленный проект Указа Президента России «О финансово-кредитном обеспечении экономической реформы и реорганизации банковской системы РСФСР».
После долгой дискуссии Верховный Совет практически единогласно отклонил проект о реформировании банковской системы. Тем самым твердо, и однозначно заявив Б. Ельцину, что дальше не намерен идти в фарватере президентской команды, а вполне способен на самостоятельную политику. И суть такого решения свелась не к формальной оценке проекта Указа. Он был отклонен концептуально. При этом звучали обвинения в адрес исполнительной власти, которая хочет, как не в столь далекие времена, взять себе печатный станок по выпуску денежных знаков. А это приведет, по мнению депутатов, к окончательному разбалансированию денежного обращения и отсутствию контроля Верховным Советом за бюджетом.
Реакция представителей Кабинета министров была однозначной. Своим решением Верховный Совет препятствует осуществлению экономической реформы в России. Более того, дезавуирует решения двух последних Съездов народных депутатов о предоставлении чрезвычайных полномочий Президенту России па переходный период.
Нет нужды вдаваться в подробности аргументации каждой из сторон. Легко догадаться, что ссылок на закон, на кризисное состояние экономики, на мнение избирателей и мировой опыт было при обсуждении проекта Указа предостаточно. Важнее поразмыслить о том, что, не имея правового обеспечения во взаимоотношениях с Российским банком, исполнительная власть и сам Президент поставлены в сложное положение.
Сегодня Центральный Банк России, по мнению Б. Ельцина «вместо того, чтобы формировать в России новую банковскую систему, ориентированную на рыночные условия, поставил практически непреодолимые препятствия для создания новых банков». И свою точку зрения Президент обосновал в пояснительной записке, адресованной Верховному Совету. Но с ней, по признанию самих же законодателей, как, впрочем, и проектом Указа, они не сумели «детально ознакомиться». В итоге принятое постановление откладывает введение Указа в действие, а значит, и реформистские шаги нового российского правительства как минимум на месяц. Трудно при таком раскладе позиций воздержаться от реплики — не окажется победа законодателей пирровой, когда темпы инфляции становятся просто катастрофическими.
Только за семь месяцев после «павловского» повышения цен на продовольствие и промышленные товары, по официальным данным, их стоимость возросла в 3,3 раза. В таких условиях после объявленной Б. Ельциным либерализации цен потеря времени в стабилизации финансов может обернуться еще большим скачком цен. Но таковой оказалась воля Верховного Совета России, судя по всему, пожелавшего поставить на место российское правительство, а заодно и Президента.
Последовавшее затем обсуждение другого Указа Президента «О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РСФСР» лишь подтвердило слова Председателя Верховного Совета РСФСР Р. Хасбулатова, что «не следует покушаться на то, что принадлежит исполнительной власти». Согласившись в целом с Указом, все же его посчитали необходимым «улучшить». В итоге оказалось неясным, что будет представлять собой Государственное хранилище ценностей (Гохран) РСФСР. Золотой запас предполагается хранить в Центральном банке России, а другие драгоценные металлы, как и драгоценные камни, — в созданном при Министерстве экономики и финансов Гохране.