Горбачев - в Сибири. Ельцин - в Германии. Народ в очередях
В Иркутске к Президенту страны много вопросов, но встречают его благожелательно
В два часа ночи по местному времени 21 ноября Президент СССР Михаил Горбачев прибыл в Иркутск. С 10 утра начались его встречи с населением этого крупного сибирского города.
Еще в самолете в беседе с сопровождающими его журналистами М. Горбачев признался, что впереди, вероятно, у него не самые легкие беседы с народом, но что он открыт к такому откровенному разговору. Президент сказал, что едет «не произносить заготовленные заранее речи, а выслушать людей и попытаться разделить их заботы». Да и мы, журналисты, откровенно за откровенность поделились с ним опасением о том, что о теплых встречах лучше и не думать.
Уже в первых контактах с М. Горбачевым сибиряки были весьма доброжелательны, но при этом держали себя с достоинством, стремились вовлечь гостя в обсуждение самых острых проблем.
Удачей Президента, на наш взгляд, было его посещение Иркутского авиационного завода, где выпускаются известные миру Су-27 и МиГ-29. Визит, который по программе должен был занять час, закончился лишь спустя два с половиной часа. Президента атаковали со всех сторон и во всех цехах. Но и гость не оставлял впечатления, что прибыл сюда на прогулку.
Рабочих прежде всего волнует завтрашний день предприятия. Они озабоченно говорили Президенту о том, что из-за разрыва хозяйственных связей их производство лихорадит вот уже 5 или б лет и они сегодня не знают, чего и сколько будут изготовлять в январе и феврале будущего года, сколько будут зарабатывать. Им, рабочим, нужна ясность в том, что с ними, с их семьями будет завтра, многие опасаются остаться без работы.
— Самая большая проблема сегодня, — отвечал Президент, — наша экономика, но еще большая проблема то, что она перекошена в сторону оборонного сектора. Мы понастроили танков больше, чем весь мир, — 64 тысячи танков. Будто мы собирались опять воевать. Я так смотрю на авиационную отрасль — она как раз та, которую можно развернуть в сторону гражданской продукции. Ведь и в стране у нас не хватает самолетов, и в мире мы можем сотрудничать с инофирмами, выйти серьезно на международный рынок. Поэтому часть заказа сохранится на цели обороны, какую-то часть разрешено реализовать на мировом рынке. И, наконец, очень серьезно вам надо думать о гражданских самолетах.
У оборонного комплекса, говорил далее М. Горбачев, большой потенциал, в нем занято много самых квалифицированных специалистов, здесь лучшие инженеры и ученые, основные фонды тоже самые лучшие. Сейчас надо найти точные решения, чтобы помочь огромному коллективу, который сосредоточен в оборонном секторе.
Затем М. Горбачев был приглашен в конференц-зал завода. Более 500 присутствующих встречали его стоя и аплодисментами, чего не приходилось наблюдать в последнее время. Возможно, это была дань уважения к гостю, но и после часового общения зал также аплодисментами провожал его.
Спрашивали обо всем: «Как жить дальше, если нет элементарных вещей?», — «Почему страна в таком положении?», о межнациональных отношениях и проблеме Крыма, о будущем Союза…
— Дезинтеграция привела к тому, что мы парализованы, — заявил М. Горбачев. — Дезинтегрированное государство разрушает все общество. Нам нужна надстройка в виде союзного государства, без этого экономические реформы захлебнутся.
После встречи на заводе Президент должен был поехать в частный магазин в другой части города. Но не успел кортеж отъехать от авиазавода, как тут же остановился напротив продовольственного магазина. Это была незапланированная остановка. Зиловский микроавтобус Президента мгновенно окружили жители микрорайона, женщины с детьми, пенсионеры. Президенту пришлось выдержать шквал очень нелегких и неприятных вопросов.
Во второй половине дня запланировано посещение педиатрического центра, на переоснащение которого Михаил Сергеевич перечислил из своих книжных гонораров 350 тысяч долларов. Намечены также встреча с ветеранами, дискуссия в Доме Советов с руководителями области, народными депутатами, хозяйственниками…