November 20, 2021

Розовая «Слюнка» и другие кикиморы

«Здрасьте!» —это было сказало весело и немного застенчиво. Повсюду в квартире художницы-офортистки Любови Юкиной… куклы. Она делает их сама — из лоскутков ткани и пуговиц. Кстати, одна, с добрым чудаковатым лицом, так к «именуется» — «Здрасьте!» А вообще Люба называет своих кукол «Хомо тряпиеси» или кикиморами…

— Люба, как рождаются ваши куклы? Они так необычны…

— Существует особый мир человека: интуитивный — когда образы рождаются из настроения. Каждому настроению соответствуют свои краски. Голубой, фиолетовый, например, — цвета грусти. Вот и я однажды, когда мне было очень грустно, взялось за иголку, и получилась кукла «Грусть», а в прекрасный весенний день, напротив, родилось светло-розовое существо — из бантиков и ушек. Моя приятельница окрестила его «Слюнкой». Из кусочков серой ткани «вышли» браные генералы…

Но знаете, что удивительно? Как-то раз, подарив подруге куклу, попыталась ее повторить для себя. Не получилось.

— Одна из ваших серий называется «Старушки с Гоголевского бульвара». Это галерея портретов, лишенных конкретных черт: чуть смещены глаза, нос, губы. Внешние же атрибуты — рюши, шляпка, старинный покрой платья — соблюдены, Как они появились?

— Я жила на Гоголевском бульваре. Рядом находился тихий зеленым сквер, где семенили вдоль аллей, шелестя разговором, древние старушки. Они были как портрет уходящей эпохи. И спустя годы мне вдруг захотелось воссоздать его с помощью иголки и ниток.

— Смотрю на вашу куклу с интригующим именем «Тайна» и не могу поняты кто это? Элегантная дама, спешащая на свидание и не желающая, чтобы её узнавали на улицах? Или расставшаяся с любимым женщина, скрывающая глубоко в себе страдание? Ваше восприятие собственных кукол совпадает с восприятием зрителей?

— Открою секрет: принимаясь за работу, я еще не знаю, что получится в итоге. Просто это нельзя предугадать. Легли, скажем, чуть иначе, чем было задумано, кружева, ткань — и образ развивается уже по другому пути. То, что получается, не всегда можно облечь в слова. Это, как правило, образ-обобщение, в котором каждый волен видеть и видит что-то конкретное.

— Люба, любители искусства хорошо знают вас именно как офортисту. Ваши графические работы экспонировались на различных выставках и имели успех. Как удастся совмещать офорты и куклы?

— Они требуют полной самоотдачи. Либо я делаю офорты, либо шью куклы. Совместить это невозможно. Правда, если создание офортов прежде всего тяжкий труд и лишь потом удовлетворение, наслаждение от сделанного, то куклы… Сам процесс их создания доставляет радость.

— Над чем вы сейчас работаете?

— Задумала серию офортов «Соловки». В прошлом сделала там немало рисунков с натуры. Очень хочется проиллюстрировать гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки». Ну, а куклы… Их рождение нс программируется, они вынашиваются и рождаются как дети.

— Совсем недавно ваши куклы были па художественной выставке в Твери. И в книге отзывов один из посетителей написал: «Посмотрел на эти странные загадочные существа и захотел писать стихи о любви». Этим сказано все.

Татьяна ЮРИНА.

«Российская газета» 21.11.1991 г.