November 18, 2021

Трилогия «Крестный отец» выходит на наши экраны

Самый сенсационный американский фильм начала семидесятых годов «Крестный отец» Френсиса Форда Копполы выходит наконец к нашим зрителям. Два десятилетия понадобилось ему (и чуть меньше — второй серии), чтобы пробиться через железный, деревянно-рублевый и дымно-идеологический занавесы. А вот «Крестный отец. Часть третья» появляется всего через год после премьеры в США (двадцатикратное ускорение движения!). Аплодисменты принимает «Совэкспортфильм», сумевший без помощи государства заработать необходимые средства на покупку всего фильма и договориться с компанией «Парамаунт пикчерс» о его прокате на пространствах Союза Суверенных Государств.

Первая серия «Крестного отца», созданная по одноименному роману Марио Пьюзо, появилась в Америке в 1972 году. Участниками и свидетелями скольких (и каких!) исторических событий, взрывов, оползней и обвалов стали мы с той поры, как переменились! Тогда, к примеру, автор этих заметок, посмотрев «Крестного отца» за границей, спрашивал, как правильно писать по-русски в единственном числе «мафиозо» или «мафиози». Но самое главное — создававшаяся Копполой киносага о гангстерском клане дона Корлеоне, итальянца-сицилийца по рождению, обосновавшегося в Америке, воспринималась как отражение абсолютно чуждой нам действительности. О том, что нечто подобное может обнаружиться и в отечественных пределах, невозможно было и помыслить. Сегодня же у нас каждый мальчишка знает о существовании «родной» мафии.

…Коппола создал кинопроизведение, поражающее своим масштабом и мощным дыханием. Американский кинокритик Полин Кейл охарактеризовала фильм как «современный американский эпос» и в то же время «популярную народную мелодраму». Впрямую на мелодраму, решенную к тому же в стиле гангстерского триллера, фильм выходит в финале третьей серии.

Семейство Корлеоне присутствует на представлении оперы Масканьи «Сельская честь». На сцене — деревенская харчевня, и ревнивые соперники достают из-за поясов ножи, готовясь к поединку. Задета честь крестьянской семьи. Такое в Италии не прощается. А в зале знаменитого палермского оперного театра, в его темных ложах, фойе развертывается другое, скрытое от посторонних глаз, «представление». В ход пущено все — отравленные пирожные, кинжалы и самое современное огнестрельное оружие. Здесь тоже идет «семейный разбор», тоже задета «честь семьи», как понимают противоборствующие мафиозные кланы. Но театральной арены мало: в те же мгновения в папских покоях Ватикана и на крутых виражах лестницы ватиканского банка также действуют смертельные яды и бесшумные пистолеты. А затем совсем в стиле пышной оперы будет разыгран тоже всерьез трагический финал. На гигантской лестнице, ведущей с палермской площади в театр, дон Корлеоне задохнется, может, первый раз в жизни от отчаяния и ужаса, сам став жертвой гангстерского действа, по существу «срежиссированного» им же и ему подобными.

Образ Крестного отца — основателя мафиозной империи дона Вито был поистине одной из вершин актерского искусства Марлона Брандо. Но его Вито был вытесан как бы из одного монолита. Он не знал угрызений совести. А сын и наследник Вито, бывший лейтенант американской армии Майкл, новый Крестный отец, роль которого играет Аль-Пачино, уже заглянул в развернувшуюся перед ним адскую пропасть. После всех обманов, предательств, убийств, которые он оправдывал интересами семьи, Майкл хотел бы теперь остановиться, перевести дыхание. Но, накопив миллионы, обладая чудовищной властью, он не обрел ни счастья, ни покоя и не может их дать своей семье. Он сам очертил круг, из которого только один выход — в смерть. И взгляд Майкла — Аль-Пачино все время прикован к чему-то устрашающему, хотя внешне Крестный отец сохраняет уверенность и властность.

Дон Вито считал свой промысел вполне законным, легальным в рамках писаных и неписаных законов общества свободного предпринимательства. Майкл, поднявшийся к вершине мафиозного могущества, «отмывает» свои грязные миллионы в самом Ватикане, получая здесь орден за благотворительную деятельность. Конечно, церковникам хорошо известно происхождение корлеоновского золота, но оно им тоже необходимо. А Майкл в конечном счете понимает, что содеянного им не «отмыть», не оплатить ни по моральным законам христианства, ни по истинно человеческому нравственному счету. И не уберечь семью, ставшую заложницей его же грехов…

Хотя и опоздав на двадцать лет, «Крестный отец» по горькой иронии пришел к нам вовремя.

Георгий КАПРАЛОВ.

«Известия» 19.11.1991 г.