Скорее всего, новую жизнь начнем с нового года
Польский эксперт о «шоке» по-российски
Серия указов Ельцина означает начало борьбы российского руководства за рынок в соответствии с новой концепцией.
Обнародованная на днях серия указов и постановлений Бориса Ельцина свидетельствует о том, что он намерен не только выступать с решительными заявлениями относительно реформы, но и столь же решительно действовать. Скорость, с которой предпринято такое количество шагов, позволяет сравнивать действия Ельцина и его кабинета реформ с быстрыми шахматами. Разница лишь в том, что участники «блицтурнира» не знают и не могут знать точно, насколько заведены часы, а следовательно, открытым остается вопрос, успеет ли атакующая сторона закончить задуманные комбинации до того, как упадет флажок…
Сравнение с шахматами можно продолжить еще и потому, что новое российское правительство не торопится посвящать в детали своих замыслов. Пока по крайней мере никто из высоких вновь назначенных чинов не выступал в печати ни с комментариями, ни с обещаниями. Вряд ли правительство сможет долго соблюдать эту «информационную диету», во всяком случае, без ущерба для своего политического здоровья. Пока же выпущенные документы мы обсуждаем с людьми, которые хоть и в очень разной степени, но имеют отношение к формированию экономической политики. В то же время они свободны от информационных ограничений. Это экономический советник правительства Сергей Васильев и приехавший в Москву эксперт из Польши Марек Дабровски, депутат Сейма, бывший первый заместитель знаменитого министра финансов Бальцеровича.
Как утверждает Сергей Васильев, у правительства есть комплекс продуманных взаимоувязанных мер в области стабилизации экономики и ее реформирования, которые, может быть, и не выглядят программой в ее традиционном отечественном понимании, но не дают основания утверждать, что правительство действует без проработанного плана действий.
В скором времени должны появиться еще два указа: о либерализации цен и о коммерциализации торговли. Второй застрял из-за дискуссии вокруг судьбы торгов и иных подобных органов управления торговлей.
Надо полагать, что «национализация» союзного Минфина, Гознака, Гохрана, предусмотренная постановлением российского правительства «О мерах по финансовому обеспечению экономической реформы», — тоже часть общего плана. Можно также согласиться с Васильевым, что без подобных мер взять под контроль денежное обращение, а значит, и проводить финансовую стабилизацию невозможно. Однако несколько странными выглядят мотивы ликвидации, указанные в постановлении. «Неисполнение органами Союза ССР обязательств, прямо предусмотренных Договором об экономическом сообществе…» Договор, заметим, подписан первыми семью республиками всего месяц назад, а документы, которые регулировали бы деятельность союзных органов, не только не утверждены, но еще и не написаны. Хочется надеяться, что такая небрежность с налетом демагогии в объяснении оправданных с чисто профессиональной точки зрения действий не получит широкого распространения у нового правительства.
Мандат доверия, по мнению Марека Дабровски, получен на очень ограниченный срок, терпимость людей может быстро кончиться. Правда, говорил он это не в связи с необходимостью убедительно мотивировать решения, а ввиду того, что с самими решениями нельзя тянуть. Лучше один «комплексный шок», считает он, чем серия шоков, растянутых во времени. Вот что он рекомендует реализовать в первом же пакете мер. Разовое снижение выпуска денег, причем не только наличных, но кредитных, выдаваемых коммерческими банками. Проведение жесткой денежной политики. Освобождение всех, за небольшим исключением, цен при одновременном повышении цен, остающихся под административным контролем. Приведение госбюджета в равновесие путем резкого сокращения дотаций и проведения реформы налоговой системы. Демонополизация, радикальная либерализация внешней торговли, введение текущей конвертируемости рубля.
Под текущей конвертируемостью Дабровски подразумевает возможность свободной для всех покупки валюты для импорта товаров и услуг, возможность перевода за рубеж частных заработков и прибылей фирм.
Первый шаг к либерализации внешнеэкономической деятельности уже предпринят. Он носит достаточно радикальный характер, хотя и не лишен сомнительных мест. Одним из таких мест Дабровски считает создание централизованных валютных фондов, формируемых с помощью обязательной продажи части валютной выручки Центральному банку. Сам по себе такой фонд необходим для погашения внешнего долга, считает Дабровски, но есть опасность, что валюта будет расходоваться и на централизованный импорт, что может все снова вернуть на «плановые рельсы», когда вопрос о закупках решается не на основе конкуренции, а под давлением авторитетных ведомств и организаций.
По мнению польского эксперта, лучшим временем для введения пакета стабилизационных мер было бы 1 января будущего года. Во-первых, в стране, столько лет жившей по плану, это психологически привычный рубеж. Ну и, кроме того, первого января начинается новый бюджетный и налоговый год.
Что ж, подождем — увидим: когда и в каком объеме мы получим набор шоковых мер. Судя по всему, рекомендации польского специалиста не остаются без внимания, хотя, как показывает практика, далеко не являются обязательными к исполнению.