November 12, 2021

Родина встречает... разбоем

Дальневосточные моряки и рыбаки готовы начать бессрочную забастовку, если не прекратится рэкет в портах

В последние дни редакция «Известий» получает десятки телеграмм от экипажей рыболовецких и торговых судов Дальнего Востока. Адресуются они не только газетам, радио, телевидению, но и персонально Борису Ельцину, Александру Руцкому, Руслану Хасбулатову, Верховным Советам РСФСР и СССР… Требование одно: защитить моряков от разбоя в портах и портовых городах. В противном случае суда встанут на рейде…

Поводом для массового протеста стал инцидент с траулером «Поэт», произошедший в Находке 2 ноября. После полугодовой путины у Новой Зеландии экипажу в виде поощрения разрешили зайти в Японию и купить 70 подержанных автомобилей. Когда же траулер подходил к Находке, его уже ждали. И отнюдь не затосковавшие по мужьям жены моряков, а вооруженные рэкетиры.

Впрочем, появление бандитов предвидели. Команда «Поэта», сбросившись по 50 рублей, наняла милиционеров вневедомственной охраны, вооруженных автоматами. Двое охранников встали у трапа. Но… Каково же было удивление моряков, когда те увидели, как стражи порядка совершенно беспрепятственно, даже здороваясь за руку, пропускали на борт судна «крутых» парней в кожаных куртках!

А дальше, как сообщает корреспондент ТАСС Леонид Виноградов, начался полный беспредел. Незваные гости с хозяйским видом ходили по палубе, выбирали понравившиеся автомобили. Затем — «торт». Владельцу иномарки предлагалось восемь тысяч рублей за машину рыночной стоимостью как минимум в полсотни тысяч. Несогласных на виду у всех избивали… И только через сутки призыв о спасении дошел до находкинской водной милиции, откуда наконец выслали четверых автоматчиков. Они-то и прекратили произвол.

Что, дико, невероятно? Это чуть ли не обычное портовое происшествие, последней каплей переполнившее терпение моряков. Неделю назад автор этих строк вернулся с Сахалина, у берегов которого проходила экспедиция к месту гибели южнокорейского «Боинга». Так вот на острове с криминалом чуть поспокойнее, но и там ограбления судовых экипажей стали привычным делом. К примеру, в конце октября в Корсакове в час дня в центре города бандиты устроили стрельбу по живым мишеням. Владельца иномарки, которую домогались купить аж за сто долларов, ранили, его товарища убили. Правда, милицейские чины назвали этот случай «нетипичным». Но нетипичен он только в смысле особо плачевных последствий. Ведь поломанные ребра, синяки и ушибы, разбитые на глазах непокорных хозяев автомобили уже давно никто не считает.

Но почему это происходит?

Во-первых, порты наши никем серьезно не охраняются. В одних еще сидят на воротах безучастные дяди и тети с ружьями, в других уже есть милицейские посты. Но они, как правило, «куплены» рэкетирами. Впрочем, не только они. Преступники заранее узнают о сроках прихода судов в порт, наличии на борту автомобилей. Известны случаи, когда бандитов не удавалось провести, даже посылая на берег радиограммы с ложными данными о заходе, — их информированность всегда безупречна.

Во-вторых, сам предмет домоганий — ввозимый автомобиль — пока не зарегистрирован в ГАИ, вроде как… ничей. В первые дни из-за волокиты в Госавтоинспекции машина никаких документов, кроме торгового счета на японском языке, не имеет. Подходи, у кого кулаки посильнее, выбрасывай из нее владельца — и иномарка твоя.

В-третьих, многие жертвы нападений и шантажа не обращаются в милицию. Не доверяют. Отчаялись найти защиту, полагая, что мощные преступные кланы не могут процветать без подкупа милиции, что любая жалоба может обернуться против жертвы. «Длительное непринятие должных мер местными правоохранительными органами привело к совершенно разнузданному разбою и заставляет нас предполагать коррупцию служащих госорганов», — отмечается в радиограмме, посланной от имени 1.500 тысяч рыбаков Приморской курильской экспедиции.

У нас нет фактов, уличающих сращение дальневосточной милиции с мафией. Пусть это совсем не так. Но…

Вспомним, как клеймили моряков за продажу вещей, купленных за границей, как таможня и политорганы с дотошностью следователей решали, сколько трусов и колготок положено на одну моряцкую семью. Случится же перебор, а, упаси Господь, и подловят кого на продаже «импорта» — все, навеки ты «спекулянт», «фарцовщик», живущий, конечно, на «нетрудовые доходы»… Когда же вышло несколько лет назад послабление и даже дозволили ввозить на Родину подержанные автомобили, к этой перемене курса власти, милиция организационно и психологически оказались не готовы: на кой-шут защищать «фарцовщиков»? Грабят их? Бьют? Так им и надо. Пусть вместо «тойот» и «ниссанов» везут домой труды Ленина… Не случайно же в ответ на массовые просьбы (а теперь и категорические требования) моряков организовать прямо на судне, еще до выгрузки на берег, регистрацию автомобилей инспекторами ГАИ ведомство это внесло в Межреспубликанский экономический комитет предложение —- запретить ввоз иномарок с правым рулем. Оно и ясно: гильотина — лучшее средство от головной боли.

Пока милицейские начальники размышляют, какой руль лучше, моряки решают, как защитить себя своими же силами. Богатые предприятия — например «Дальморепродукт»—уже создали собственную службу безопасности типа московского «Алекса». Помогает? Да. Но как быть тем плавбазам, судам, у кого хозяева победнее? Организовывать отряды самообороны на правах незаконных вооруженных формирований, скупать в Сингапуре или Даляне кастеты, нунчаки, пистолеты? Но тогда уж и вовсе не причастные к конфликтам моряков с рэкетирами не застрахованы стать жертвами очередных кровавых побоищ.

Ближайшая же перспектива — это паралич рыбного хозяйства и торговых морских перевозок. Напомню, что только рыбаки Находки кормят рыбой около 20 миллионов человек, а торговый флот занят сейчас переброской миллионов тонн импортного зерна.

А обласканные милицией молодцы с кистенями и обрезами в море не пойдут…

С. ТАРАНОВ.

«Известия» 13.11.1991 г.