Чеченский кризис
Дни 8–10 ноября стали звездным часом генерала Дудаева
Указ президента РСФСР о введении чрезвычайного положения коренным образом изменил расстановку политических сил в республике
Вечером 8 ноября, когда стало известно об указе, парламент Чеченской Республики передал Дудаеву чрезвычайные полномочия для защиты суверенитета Чечни. В тот же день Дудаев подписал президентский указ, в котором действия руководства Российской Федерации расцениваются как «политическая провокация и государственный терроризм в отношении суверенной Чеченской Республики». Согласно этому указу на территории Чечни было введено военное положение, предписывалось возобновить запись добровольцев в Национальную гвардию, представителю президента РСФСР в Чечено-Ингушетии и его заместителю предлагалось сложить полномочия. Поздно вечером на площадь Свободы, где находятся резиденция президента и парламент республики, стали собираться тысячи людей. Здесь же, на площади, военное министерство, созданное по приказу Дудаева, в считанные часы организовало и вооружило отряды самообороны.
Ночь с 8 на 9 ноября прошла тревожно. Сторонники ОКЧН обращались по радио к гражданам с просьбой выйти на площадь и защитить парламент. Примерно в полночь по местному телевидению выступил президент Дудаев. Он заявил, что власти Чеченской Республики не могут мириться «с терроризмом государственного ранга», который, по его мнению, проводят власти России, и заверил, что республика готова к отражению интервенции. Утром следующего дня стало известно, что личный состав МВД и ОМОН Чечено-Ингушетии, ранее резко выступавшие против действий генерала Дудаева, теперь объявили о поддержке президента и парламента Чеченской Республики. Министр внутренних дел Ваха Ибрагимов, назначенный Ельциным заместителем главы временной администрации Чечено-Ингушетии, выступил против введения чрезвычайного положения и, по сути дела, отказался выполнять приказ президента РСФСР. Подразделения республиканского ОМОНа вместе с Национальной гвардией блокировали аэропорт Ханкала, на который приземлились военно-транспортные самолеты с отрядами внутренних войск.
Тем временем на площади Свободы собрались многие тысячи сторонников Дудаева, готовые к решительным действиям. На автобусах и грузовиках люди приезжали из самых отдаленных уголков Чечено-Ингушетии. В здание парламента прибыли представители соседних республик: Грузии, Дагестана, Кабардино-Балкарии. В 15 часов в здании драматического театра началась церемония приведения к присяге президента Чеченской Республики, генерал Джохар Дудаев поклялся на Коране, что будет защищать независимость Чечни и стремиться к процветанию ее граждан. Принимал присягу и председатель Мехк Кхел, то есть Совета старейшин Чечни. Президента Дудаева приветствовали председатель парламента Чеченской Республики Хусейн Ахмадов, глава Конфедерации горских народов Кавказа Муса Шанибов, член парламента Иордании Абдул Бакэ Джамо и другие. На Театральной площади собралась ликующая толпа. В честь Дудаева кричали «Аллах акбар» («Аллах велик») и салютовали из автоматов и ружей. 9 ноября командиры блокированного в аэропорту Ханкала подразделения внутренних войск заявили представителям президента Чеченской Республики, что были введены в заблуждение и полагали, что власть в Чечено-Ингушетии захватила бандитская группа. Теперь, по их словам, они убедились в том, что генерала Дудаева поддерживает чеченский народ, и не намерены предпринимать каких-либо насильственных действий. По соглашению с властями Чеченской Республики солдаты внутренних войск на автобусах были вывезены с территории Чечено-Ингушетии, а военно-транспортные самолеты остались в распоряжении местных властей.
10 ноября состоялась пресс-конференция президента Чеченской Республики. Генерал Дудаев выглядел уставшим, но счастливым. Его выступление на пресс-конференции не было оригинальным. Он снова говорил о коварстве России, об имперских устремлениях руководства Российской Федерации, а также о твердом намерении чеченского народа строить суверенную независимую Чеченскую Республику. Интересным был ответ на вопрос о возможности его ареста по приказу руководителей РСФСР. Генерал Дудаев заявил, что скорее его сторонники физически уничтожат наиболее агрессивных представителей руководства РСФСР, чем агенты России смогут арестовать президента Чеченской Республики.
Генерал Дудаев, взяв на себя ответственность за призывы к выступлению мусульман в Москве (в обращении от 8 ноября мусульман Москвы призывают превратить город в зону бедствия, воздействовать на источники ядерной опасности), сказал, что он не отказывается от них. Дудаев заявил о непричастности властей Чеченской Республики к угону самолета в Турцию. В целом пресс-конференция стала вехой, отметившей укрепление позиций генерала Дудаева и новую расстановку сил.
Таким образом, акция Бориса Ельцина от 8 ноября фактически привела к обратным результатам. Прежде усилившаяся оппозиция, теперь, деморализованная, практически исчезла. Причем она не была разгромлена, разогнана, она даже не самораспустилась. Оппозиция в нынешних условиях стала просто невозможной. Лидеры общественно-политических организаций, ранее резко критиковавшие действия исполкома ОКЧН и не признававшие власть президента и парламента Чеченской Республики, теперь выступили на стороне Дудаева и заявили о его, поддержке. Это сделали, в частности, представители Зеленого движения, Ассоциации интеллигенции и других партий. Распространено аналогичное обращение Движения демократических реформ, ЧИР, которое ранее являлось идеологическим центром оппозиции Дудаеву. Попытка введения чрезвычайного положения в Чечено-Ингушетии значительно усилила позиции генерала Дудаева и легитимизировала его власть в глазах всего чеченского народа.
10 ноября в резиденции президента Чеченской Республики состоялось заседание парламента Конфедерации горских народов Кавказа с участием депутатов парламента Чеченской Республики. Вел заседание председатель парламента Чеченской Республики Хусейн Ахмадов. Выступавшие высказали готовность всех народов Кавказа встать на защиту чеченского народа. По предложению Мусы Шанибова был образован Комитет обороны, который должен организовать вооруженные отряды в национальных районах республик Северного Кавказа. Эти отряды в оперативном отношении, подчинены президенту Чеченской Республики Джохару Дудаеву и должны быть готовы в случае возникновения интервенции выступить в поддержку Чеченской Республики.
11 ноября в Грозном, как сообщил из резиденции президента Чеченской Республики Нох-чи-Чо Дудаева его помощник Ильяс Замаев, шла интенсивная подготовка к обороне. Все стратегически важные магистрали города перегорожены тяжелым автотранспортом, цистернами с горючим. Республиканские предприятия союзного значения обеспечили защитников Чеченской Республики, как сказал Замаев, противотанковыми надолбами и «ежами», на подступах к городу роют окопы. В столицу Чечено-Ингушетии продолжают прибывать отряды добровольцев из Грузии, Абхазки, Кабардино-Балкарии, Дагестана. В городе продолжаются митинги протеста против введения чрезвычайного положения, в них принимают участие чеченцы, ингуши и русские. Представители оргкомитета по восстановлению ингушской автономии выразили готовность оказать помощь в защите Чеченской Республики. Они взяли под свой контроль трассу от Владикавказа, где, по сведениям из ПВО, дислоцируется дивизия имени Дзержинского. С осуждением указа президента РСФСР Ельцина по введению нежима «ЧП» в Чечено-Ингушетии выступил грозненский казачий отдел Терского казачьего круга. Части советской армии в республике занимают позицию нейтралитета, что вполне устраивает, сказал Замаев, исполком ОКЧН. Исполняющий обязанности министра внутренних дел ЧИР Ваха Ибрагимов подал в отставку, офицеры и рядовой состав МВД республики полностью перешли на сторону защитников Чеченской Республики.
Корреспондент «НГ» пытался связаться по телефону с руководством Высшего временного Совета ЧИР, Совмином республики, однако ни по одному телефону не ответили. Помощник Дудаева, председатель оргкомитета ОКЧН Ильяс Замаев сообщил: «Все члены ВВС ЧИР предупреждены: если прольется кровь, то прежде чем дать отпор наступающим, мы расправимся с ними».
Как стало известно корреспонденту «НГ», вчера члены исполкома ОКЧН пришли в дом к матери и братьям Руслана Хасбулатова, живущим в Грозном. Визитеры в присутствии матери обратились по телефону к председателю ВС РСФСР и передали мнение митингующих горожан об ответственности, которая лежит на нем как представителе чеченского народа. Абонент из Грозного предупредил Хасбулатова, что вина за его поведение ляжет тяжким позором на весь его род.