October 24, 2021

«МИГОМ»—НА ПАЛУБУ

Пока политики спорят, какой быть новой армии, пока Парламенты республик и их руководители создают свои вооруженные силы и разрабатывают военные доктрины, жизнь продолжается. На Черноморском флоте заканчиваются государственные испытания тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». На его палубу совершено более 250 посадок на истребителях «МиГ-29» и «Су-27К». Аналога подобной работы еще не знала отечественная практика морской авиации.

Причем посадку на палубу авианесущего корабля совершают не летчики-испытатели, асы мирового уровня, такие как Виктор Пугачев и Тахир Абубакиров, которые, кстати, первыми в нашей стране «приземлились» на «Кузнецова», а обыкновенные, «рядовые» морские летчики, причем даже не на учебном, как принято, а сразу на боевом самолете. Таких пока двое — подполковник Т. Апакидзе и полковник А. Яковлев, а готовятся еще восемнадцать. Руководит их подготовкой именно Виктор Пугачев.

Специалисты знают: сесть на сумасшедшей скорости на палубу движущегося в море корабля, «попасть» в прямоугольное пятно шириной — 12 и длиной в 36 метров — задача, равная первому выходу человека в космос. Она по плечу далеко не каждому летчику, а только самому умелому и одаренному, интеллектуалу. Когда-то все это удивляло и восхищало нас, сегодня подобная работа становится обыденной.

Нужны ли нашей стране, с ее проблемами и бедностью, такие корабли и такие летчики? Мы говорили об этом с первым «рядовым» летчиком, который посадил свой «Су-27К» на палубу «Кузнецова», подполковником Тимуром Апакидзе.

— Я не задаю себе таких вопросов, — сказал мне Тимур. — Пусть над ними ломают головы политики и экономисты. Моя профессиональная задача — научить самолеты и летчиков «садиться» на палубу и взлетать с нее. Что я и делаю. Американцы учились этому более тридцати лет. У нас такого времени нет…

Действительно, первые авианесущие корабли появились в США в 1922 году, сейчас их у страны более десяти. Есть такие корабли у Франции, Индии и даже Австралии, у других стран. Главное их предназначение — охрана морских стратегических районов, районов действий атомных подводных ракетоносцев, а для наших — еще и береговых экономических зон. В СССР всего два таких корабля как «Кузнецов».

Говорят, такой корабль — очень обременительная ноша для экономики. Безусловно. Для нашей вдвойне. Стоимость «Кузнецова» не афишируется. Но сведущие люди утверждают, что на него пошло по пять копеек с подоходного налога каждого работающего советского гражданина. Это несколько миллионов рублей. И хотя у нашей страны нет сегодня вероятных противников и врагов, наверное, было бы верхом самонадеянности делать в этом фоторепортаже выводы — нужны нам такие корабли или нет. Прав Тимур, пусть об этом спорят политики.

Мы только рассказываем о людях, которые что-то уже умеют делать на мировом уровне, — сажать на палубу истребители и взлетать с нее.

В. Литовкин.

На снимке: самолеты на палубе авианесущего корабля «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Фото В. СВАРЦЕВИЧА.

«Известия» 25.10.1991 г.