October 18, 2021

УКРАИНА И АЗЕРБАЙДЖАН УСТРОИЛИ ОБСТРУКЦИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ СОГЛАШЕНИЮ И ВЕРХОВНОМУ СОВЕТУ СССР. ВОССОЗДАНИЕ СОЮЗА ВСЕ БОЛЕЕ ПРОБЛЕМАТИЧНО

Договор об экономическом сообществе подписан. Нашим государствам теперь все ясно. Как сказал Горбачев, в Центре есть Госсовет и Межгосударственный экономический комитет. Западу есть куда вложить свои миллиарды долларов. У Назарбаева появилась надежда на верховенство законов сообщества, у Ельцина — на стабилизацию к осени 1992 года, у всех вместе — видеть Украину, Азербайджан и Молдову хотя бы ассоциированными членами договора. И еще все вместе дружно отрицали, что развитый Север кормит отсталый Юг. А Тер-Петросян утверждал, что политические соображения во взаимоотношениях между республиками уступают место чисто экономическим. «НГ» присоединяется к пожеланию Ельцина, чтобы у подписавших договор <от заключительного бокала шампанского не вскружилась голова.

УКРАИНА ХОЧЕТ ПОДПИСАТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ,
но не может этого сделать

Виталий Портников

Обсуждение проекта Экономического соглашения в Киеве немного напоминало телевизионный детектив. Уже во второй половине дня начали распространяться слухи, что президиум ВС отказывается участвовать в церемонии, а в вечернем выпуске УТН — украинских телевизионных новостей — было сообщено, что в Москву делегируется первый заместитель председателя парламента Иван Плющ и первый вице-премьер Константин Масик для того, чтобы донести позицию украинского руководства. Однако о самой позиции заявлено не было. Наконец, ближе к 10 часам вечера украинское телевидение прервало свои передачи, чтобы предоставить слово пришедшим в студию руководителям республики — Плющу, Масику и членам Президиума ВС Владимиру Пилипчуку и Василию Евтухову. Константин Масик сразу же подчеркнул, что и правительство, и Президиум ВС считают необходимым подписание Экономического соглашения, которое дало бы возможность в первую очередь Украине и другим государствам в этом экономическом содружестве выжить в это трудное время. Но самого договора в Президиуме и в правительстве нет. Мы не можем подписать документ, который никто еще не держал, нам нечего рассматривать. Пришел проект договора, но неизвестно, учтены ли украинские замечания или нет. Иван Плющ рассказал, что когда стало известно о намеченной дате подписания договора, Плющ и Масик пришли к Леониду Кравчуку с вопросами: что делать? что подписывать? Последний напомнил, что, когда съезжались в Алма-Ату, рассчитывали провести свое заседание без участия Центра, как равные с равными. Оказалось же, что снова на это совещание приехали представители Центра в лице Силаева и «известного нам Явлинского». Когда показалось, что субъекты не готовы к такому экономическому сообществу, по предложению Витольда Фокина было сделано заявление, что сначала будут заключены двусторонние соглашения республик. Но после этого, неизвестно по каким причинам, мы о них можем только догадываться: по инициативе Центра, существующего, к сожалению, еще и сегодня, был собран Госсовет по вопросу подписания Экономического соглашения. Когда мы увидели в газетах, что что-то завизировал Фокин с особым мнением, и увидели подпись Кравчука под неизвестно каким документом, подчеркнул Плющ, у нас возникли к ним вопросы: а кто вас уполномочивал заключать эти договоры, у нас же есть решение, что мы любые договоры заключаем только после их обсуждения в парламенте? Первый заместитель председателя ВС подчеркнул, что средства массовой информации Центра пытаются навязать мнение, что Украина старается оттянуть подписание договора. Действительно это так, заявил он. Украине с Центром подписывать нечего.

«Кому выгодны сейчас эта парадность, эти фанфары? Ни одна из статей не раскрывает, что мы будем иметь от подписания этого договора. А кроме того, еще существует 25 соглашений, с которыми мы также не ознакомлены. Украина однозначно за единое экономическое пространство, но также однозначно против единого рынка», — подчеркнул Иван Плющ. Нынешнее экономическое соглашение он охарактеризовал следующим образом: «Руководство за собой оставляем, а финансирование прекращаем».

Василий Евтухов напомнил, что уже сегодня приостановлено финансирование Центром ряда объектов, включая ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Прекращены выплата стипендий некоторым вузам и даже довольствие солдатам в ряде воинских частей. «Подпишем или нет, нам все равно ничего не дадут, потому что негде взять», — заметил он. С ним согласился Владимир Пилипчук, который указал, что у Украины есть двусторонний договор с Российской Федерацией, который не выполняется. Если подпишем многосторонний договор, где гарантия, что он будет выполняться? Разве кто-то может повлиять на Ельцина? И ведь не потому он не выполняется, что Ельцин этого не хочет, а потому, что в России упали объемы производства настолько, что они не могут свое народное хозяйство обеспечить. И в России стоят без керосина самолеты.

Причина разрыва экономических связей, по мнению Пилипчука, лежит не в политической области, а в экономической: в снижении уровня производства, и в том, что рубль перестал быть денежной единицей. А там, где вместо рубля действует бартер или доллар, связи сразу же возобновляются.

Украинские руководители несколько раз подчеркивали, что не может быть настоящей самостоятельности без собственных денег, которые нельзя было бы иметь, присоединись они к этому Экономическому соглашению.

В проекте есть позиции, которые лишают Украину суверенитета, заметил Владимир Пилипчук А Иван Пплющ сказал, что видит свою миссию в Москве очень сложной. Мы едем туда только для того, чтобы нас не обвинили, что Украина снова игнорирует, снова не хочет садиться за «круглый стол». Мы никуда не денемся от этого экономического сообщества, но хотим войти туда на равных.

АЗЕРБАЙДЖАН НЕ ПОДПИСАЛ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

и настаивает на передаче ему вооружения Советской Армии

Айдын Мехтиев

СЕССИЯ ВС Азербайджана 16 октября утвердила Зияда Самед-заде первым заместителем председателя ВС республики. Затем, после длительного обсуждения, депутаты приняли в первом чтении закон «О Национальном совете», согласно которому ВС республики в ближайшее время должен прекратить свою законотворческую деятельность и передать свои функции Национальному совету, создаваемому на паритетной основе из числа депутатов консервативного большинства и оппозиции (по 25 человек с каждой стороны).

Согласно принятому за основу документу Национальный совет в качестве парламента, действующего на постоянной основе, будет осуществлять свои полномочия на переходный период до проведения в республике многопартийных выборов.

Однако депутатам еще предстоит окончательно доработать текст закона, и, возможно, его окончательный вариант будет носить несколько иной характер. В частности, депутаты консервативного большинства не хотят распускать парламент, а хотели бы видеть в Национальном совете всего лишь орган, который разрабатывал бы законы, а последнее слово оставалось бы за ВС. Но это не устраивает оппозиционный блок «Независимый Азербайджан». И об этом было сказано на митинге, который состоялся 17 октября. На нем выдвигались требования о безоговорочном роспуске ВС и передаче всей полноты власти Национальному совету. В ходе митинга был задержан один из активистов радикальной оппозиции Немат Панахов, долгое время находившийся в розыске после трагических январских событий прошлого года в Баку.

17 октября сессия ВС приступила к обсуждению документа, который может иметь историческое значение для судьбы азербайджанского народа. Речь идет об акте «О независимости Азербайджанской Республики». Согласно законопроекту, предлагается считать 28 апреля 1920 года днем оккупации независимой Азербайджанской Республики частями Красной Армии и, выражая волю азербайджанского народа, принять решение о восстановлении государственной независимости. Обсуждение этого документа носило острый характер. Радикально настроенные депутаты предлагают после принятия акта о восстановлении независимости принять в одностороннем порядке решение о национализации находящейся на территории республики военной техники и вооружения.

Планируется принять обращение к ООН и к странам мира с призывом признать государственную независимость Азербайджанской Республики.

В тот же день стало известно о том, что Азербайджанская Республика на данный момент отказалась от участия в экономическом союзе между бывшими субъектами СССР. Чутко уловив радикализировавшееся настроение законодателей, Аяз Муталибов объявил о том, что в Москву не поедет и экономическое соглашение не подпишет. Причина этого, помимо прочего, и в том, что требование азербайджанской стороны о передаче республике имущества воинских частей, дислоцированных на ее территории, не выполняется, а это, как известно, было главным условием присоединения Азербайджана к экономическому союзу: подписав экономический договор, Азербайджан взял бы на себя обязательства частично финансировать союзные военные программы. Кроме того, имеется в виду, что участие республики в экономическом союзе не дало бы ей и больших экономических преимуществ. Азербайджану, имеющему ценное сырье — нефть и хлопок, гораздо выгоднее устанавливать прямые связи с Ираном и Турцией, которые в обмен могли бы предложить продовольствие, столь необходимое сегодня населению.

18 октября парламентарии продолжали обсуждение акта о государственной независимости.

В ходе сессии разразился скандал, связанный с принятым ранее решением об изменениях пункта 2 статьи 112 Конституции Азербайджана, согласно которой председатель Верховного меджлиса Нахичеванской автономной республики Гейдар Алиев был лишен права быть членом Президиума ВС республики. После того как парламент отказался вернуться к рассмотрению этого вопроса, фракция от Нахичеванской автономной республики демонстративно покинула зал.

«Независимая газета» 19.10.1991 г.