Однажды двадцать лет спустя, или Бег по кругу
События и публикации 19 октября 1991 года комментирует обозреватель Андрей Жданкин
Читаю прессу за 19 октября и слегка удивляюсь: неожиданные ниточки тянутся из прошлого тридцатилетней давности в сегодняшний день. И при этом не покидает странное ощущение какого-то дежавю. Классики марксизма утверждали, что история развивается по спирали. Если события и повторяются в каком-то виде, лучше сказать напоминают уже бывшие, то наполнены новым содержанием, глубиной, смыслом. Цивилизация ведь развивается. Но «теория, мой друг мертва, а древо жизни вечно зеленеет». Если вернутся на прозаическую землю, к родным осинам, и забыть про метафоры, то наше двадцатилетнее развитие оказывается бегом по кругу.
Маленькая заметка на первой полосе «Известий». Процитирую: «Я настаиваю на принесении публичных извинений. Если этого не будет сделано, я оставляю за собой право потребовать защиты чести и достоинства в судебном порядке», –говорится в обращении вице-мэра Москвы Юрия Лужкова к председателю Всероссийской телерадиовещательной компании Олегу Попцову. Обращение вызвано тем, что 15 октября в телепередаче «Без ретуши», в которой выступал вице-мэр Москвы, ее ведущий Александр Радов заявил, что Лужков возглавляет самый коррумпированный аппарат управления. При этом не привел ни одного факта, подтверждающего это заявление».
С тех пор Юрий Михайлович не проиграл ни одного из более чем полусотни судов, защитив свою честь и достоинство в общей сложности на несколько миллионов (а может, и десятков миллионов–точной суммы не знает никто) рублей. Пока не был выгнан с работы с формулировкой: «В связи с утратой доверия президента РФ».
Хотя, нет, подвираю. Однажды мэр суд проиграл. Когда подал в суд на художника Виноградова, за то, что тот якобы назвал его «уклюжим вором». Но, то ли суд посчитал, что Юрий Михайлович никак не вор неуклюжий, то ли, чувство юмора возобладало над всеми прочими чувствами, но суд иск Юрия Лужкова отклонил. В первый и последний раз за два десятка лет. Вот такая ирония судьбы, а может, даже гримаса.
Или вот заметка в «Независимой газете» под заголовком «Единый Столичный округ–почти реальность»:
«По распоряжению мэра Москвы Гавриила Попова сформирована рабочая группа, которая в соответствии с указом президента России о полномочиях органов исполнительной власти города Москвы должна подготовить предложения об объединении Москвы и Московской области в Столичный округ. Это будет единое административно-территориальное образование. Как сказал руководитель рабочей группы депутат Моссовета Владимир Плотников, концепция объединения должна быть готова уже к 1 ноября. В перспективе группе предстоит подготовить также проект закона РСФСР об образовании Столичного округа (Столичной земли)».
За минувшие тридцать лет тема объединения Москвы и Подмосковья регулярно из «горячей» превращалась в «желтую», снова в «горячую» и снова - в «утку». Пока «однажды, двадцать лет спустя» не стала политической и сенсационной: Москва прирастет землей русской, точнее–подмосковной. Аж, в два с половиной раза… К овалу Москвы добавится огромный пузырь в юго-западном направлении. Для таких монструозных образований даже придуман термин агломерация.
Поживем–увидим. Впереди еще даже не двадцать, а целых пятьдесят лет. Столько ждать реализации «плана Медведева-Собянина». А за это время, как говорил Ходжа Насреддин, «либо эмир помрет, либо ишак, либо хозяин ишака»…
Еще одна неожиданная параллель. Прямо как в мистическом кино. Заметка «Кто из наших едет за «Оскаром» («Известия»). Тридцать лет назад выдвижение отечественного фильма на самую престижную премию Американской киноакадемии обошлось без громких скандалов. Национальный комитет по выдвижению отечественных фильмов на «Оскара» отправил за вожделенной статуэткой кинодебют молодого тогда еще театрального режиссера Дмитрия Астрахана - фильм «Изыди!» Я видел этот фильм. И мое мнение: он заслуживал «Оскара». Или, как минимум, участия в борьбе за приз. Обнесли!
С тех пор прошло ровно тридцать лет. Отечественные фильмы-претенденты стали мельче по художественному уровню, зато масштабнее по ценам и скандалам, сопровождающим их отбор для Голливуда. Недавняя история с михалковским фильмом «Цитадель» тому подтверждение.
Ну и, наконец, о главном. 18 октября 2011 года главы правительств 8 из 11 государств СНГ подписали Договор о зоне свободной торговли. Не буду вдаваться в обсуждение этого документа, тем более, что сами подписанты признали–договор пока еще далек от совершенства.
Но ниточки из того прошлого события дотянулись до сегодня: ровно тридцать лет назад, 18 октября 1991-го состоялось подписание Договора об экономическом сообществе суверенных государств. Тогда под документом так же поставили подписи главы только 8 республик. О том, что этому договору, как, впрочем, и самому государству под названием СССР, оставалось жить чуть больше двух месяцев, тогда еще никто не знал. А потому, обсуждение этого события на страницах СМИ получилось весьма бурным. И далеко не столько однобоким и плоским, как сегодня.
Оптимистичный взгляд на будущее у федеральных «Известий», которые опубликовали отчет о подписании под общей шапкой «Договор об экономическом сообществе подписали 8 суверенных государств. Пока… Двери для остальных–открыты. Но время торопит». Центральный материал первой полосы начинается словами: «Итак, то, что состоялось в Кремле 18 октября вечером, становится фактом истории. Руководители восьми республик подписали Договор об экономическом сообществе суверенных государств. Событие, которое Михаил Горбачев на пресс-конференции расценил как огромное в жизни страны, все-таки имеет все шансы стать историческим. Оно может положить начало долгожданному тесному сотрудничеству суверенных государств по выводу страны из кризиса, восстановлению распадающихся связей, остановить центробежные тенденции».
Первая полоса «Независимой газеты»: «Украина и Азербайджан устроили обструкцию экономическому соглашению и Верховному Совету СССР. Воссоздание Союза все более проблематично». Здесь подход более пессимистичный: «НГ»присоединяется к пожеланию Ельцина, чтобы у подписавших договор «от заключительного бокала шампанского не вскружилась голова».
Ну и, наконец, нейтрально-отстраненная «Российская газета». Орган Верховного Совета РСФСР отвел под 20-строчную информацию о договоре место в «стакане» новостей. Без заголовка, но все-таки на первой полосе. Продемонстрировав, тем самым, отношение ВС РСФСР к этому событию: «Случилось и случилось, чего уж теперь»…
Две заметки–в «Известиях» и «Независимой»–о союзном парламенте.
«Известия» под заголовком «Незаметное историческое событие» публикуют отчет с последнего заседания президиума ВС СССР: «…буднично, скромно, едва ли не незаметно, на пятьдесят третьем году прекратил существование Президиум Верховного Совета СССР. Перестал существовать последний элемент той законодательно-бюрократической квадриги–ЦК КПСС, ПВС СССР, Совет Министров и ВЦСПС, именем которой десятилетия, до самого недавнего времени, управляла страной и людьми номенклатура».
Добавлю только, что хоть орган и был номенклатурным, но возглавляли его личности, оставившие весьма и весьма яркий, хоть и неоднозначный, след в истории страны: «всесоюзный староста»(прозванный в перестройку всесоюзным дедушкой) Михаил Калинин, Николай Шверник, легендарный Клим Ворошилов, непотопляемый Анастас Микоян, Николай Подгорный, несгибаемый и упрямый «мистер нет» Андрей Громыко. Ну и, конечно, генсеки КПСС–Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев.
Обозреватель «Независимой газеты» Сергей Пархоменко в преддверии первой сессии Верховного Совета СССР нового состава анализирует ситуацию, сложившуюся вокруг общесоюзного парламента. Дело в том, что к тому моменту четкое «нет» работе в общесоюзных органах управления сказали Азербайджан, Армения и, что, по мнению журналиста, окажется фатальным для судьбы будущего Союза, –Украина.
Не могу не отдать должное коллеге и его провидческим способностям: «Со вчерашнего дня в Кремле идет регистрация «членов Верховного Совета СССР нового состава, прибывших на первое заседание сессии». На «первое заседание», –заметьте, а не на сессию. Не окажется ли эта процедура регистрацией безработных?»
А вообще, политики на страницах газет в октябре день ото дня становилось все меньше, а экономики и «социалки»–все больше. Это, в некотором смысле, - показатель стремительного падения уровня благосостояния населения: не до зрелищ, был бы хлеб насущный…
Хотя до либерализации цен 2 января 1992 года оставалось еще два с половиной месяца.
Катится страна вниз с огромной скоростью, настолько большой, что даже лучшие головы не успевают осознать скорости необратимых изменений. Так вроде бы медленно идет волна по длинному кнуту, но самый кончик этого кнута приобретает такое страшное ускорение, что может ломать кости, разрывать любую шкуру.