October 1, 2021

Казахстан и Австрия впервые в космосе

Специальный корреспондент «Известий» Борис КОНОВАЛОВ передает с космодрома Байконур

Утром 2 октября привычный для этих мест грохот стартующей ракеты обрушился на байконурскую степь. В космонавтике люди не суеверны. Пришло время тринадцатого корабля, и в небо ушел «Союз ТМ-13» на стыковку со станцией «Мир». Но все-таки, чтобы все прошло удачно, на этот раз экипажи провожали по древнему казахскому обычаю, который называется «хол аяк», что означает напутствие в дорогу.

За несколько дней до старта рядом с гостиницей «Космонавт» возникли казахские юрты, и на проводы собрались земляки казахских космонавтов из города Ленинска, прилегающего района Кзыл-Ординской области. 93-летний аксакал от имени всех собравшихся старейшин приветствовал основной экипаж — А. Волкова, Т. Аубакирова, Ф. Фибека и их дублеров — А. Викторенко, Т. Мусабаева, К. Лоталлера.

…Теперь ракетная мощь в 20 миллионов лошадиных сил несет его на орбиту с товарищами. Экипаж подобрался из опытных специалистов, и есть надежда, что «Донбассцы», такой позывной у экипажа, справятся с довольно сложной программой полета. Донбасс — это родной край Волкова. Он родился в 1948 году в Горловке Донецкой области, окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков. На его счету уже два полета в космос, где он проявил себя опытным профессионалом, был командиром советско-французского экипажа. Во время выхода в открытый космос, когда никак не раскрывалась французская техническая конструкция, он проявил смелость и сообразительность, «долбил» ее пяткой скафандра, ругал известными русскими выражениями до тех пор, пока она в конце концов не раскрылась. Это был один из самых драматических выходов в открытый космос — при шестичасовом ресурсе скафандра они вместе с Жан Лу Кретьеном работали 5 часов 57 минут.

Токтар Аубакиров на два года старше своего командира. Он вырос в одном из сел Карагандинской области. Как-то в детстве около их поселка сел самолет сельскохозяйственной авиации, ребятишки мигом окружили его с криками «Покатай!». Летчик оказался добрым, посадил всех и минут пять возил по земле. Это была первая встреча Токтара с авиацией, которая стала его призванием. Он окончил Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков ПВО. Затем школу летчиков-испытателей. Без отрьва от основной работы — Московский авиационный институт.

Он очень обаятелен, коммуникабелен. Аубакиров — летчик — испытатель знаменитой «микояновской фирмы» — Машиностроительного завода им. А. И. Микояна. За многолетние испытания и выпуск в серию истребителя МиГ-29 Т. Аубакиров был удостоен звания Героя Советского Союза.

Австриец — Франц Фибек гораздо моложе своих товарищей. Он родился в 1960 году в Вене. Закончил факультет электротехники Венского технического университета. Специализировался в области медицинской электроники, что очень важно, поскольку большинство экспериментов, подготовленных австрийскими специалистами, носят медико-биологический характер. Он и его дублер Клеменс Лоталлер были отобраны из 200 кандидатов на полет. По их общему мнению, самым трудным в подготовке был для них русский язык. Но теперь Франц Фибек владеет им вполне сносно. И не только им. На его счету уже шесть европейских языков.

Первоначально полет казахстанского космонавта планировался на 1992 г. с большой самостоятельной научной программой. Теперь в связи с экономией средств на космонавтику, все ужимается. И две программы, австрийскую и казахстанскую, спрессовали в один полет, что, конечно, усложнит работу экипажей. Вызывает опасения и то, что на борту «Союза ТМ-13» не будет бортинженера. Руководители подготовки космонавтов уповают на опыт и знания командира. НПО «Энергия» надеется на то, что в советской космонавтике традиционно приоритет отдается автоматике, она дублирована, троирована. Но уместно напомнить, что Анатолий Арцебарский, которому предстоит возвращаться на Землю вместе с Т. Аубакировым и Ф. Фибеком, вынужден был стыковаться со станцией «Мир» вручную.

После завершения совместных программ на борту комплекса «Мир» останутся работать А. Волков и С. Крикалев. Без бортинженера на станции не обойтись, и поэтому Сергей Крикалев будет трудиться «двойной срок» до марта будущего года.

«Известия» 02.10.1991 г.