Если Иван Силаев все-таки решит уйти...
Руководители Комитета по оперативному управлению народным хозяйством, принимая предложения войти в него, прекрасно понимали, что им предстоит работать в чрезвычайных условиях и проводить непопулярные меры, но тем не менее ни одни из них не отказался рискнуть своей популярностью и народным доверием. Через две недели председатель «временного правительства» И. Силаев заявил о своем уходе.
Непосредственной причиной считается обвинение России в узурпации собственности и прав республик и Союза, сделанное Ю. Лужковым в ходе заседания комитета. Но хотя в последние годы у наших высших руководителей и установилась своеобразная мода шумно и непременно публично обижаться друг на друга, втягивая в выяснение отношений по спирали огромное количество должностных лиц и граждан, в данном случае заявление заместителя председателя скорее использовано как предлог. Ведь Ю. Лужков далеко не первым и не последним сделал подобный упрек в адрес российского руководства. Однако все остальные аналогичные заявления оставлены без внимания.
Кроме того, И. Силаев не впервые в трудный момент разыгрывает козырную карту отставки. Достаточно вспомнить, например, как угроза его ухода с поста российского премьера в феврале нынешнего года заставила российский парламент кардинально переменить свою точку зрения на роль республиканского правительства в нашумевшем «деле о 140 миллиардах» и выразить доверие и поддержку Совмину РСФСР, нескольких членов которого первоначально предлагалось наказать и освободить от занимаемых должностей.
В данном случае заявление И. Силаева, даже независимо от того, уйдет он с поста председателя или нет, убивает как минимум двух зайцев. Во-первых, в общественном сознании отчасти реабилитируются действия российского руководства, породившие серьезную напряженность в межреспубликанских отношениях. Во-вторых, сам И. Силаев демонстрирует, что он не дорожит пусть влиятельным, но хлопотным постом и в любом случае не позволит сделать из себя «мальчика для битья», ответственного за ошибки своих предшественников. Непрестижность постов в органах «обновленного Союза» подчеркивается, в частности, тем, что ни один из руководителей временного правительства не пожелал ради оперативного управления народным хозяйством оставить прежнюю работу.
Если И. Силаев все-таки решит уйти, его пост по традиции должен занять один из его замов. Но логика последних событий указывает на то, что республики могут подать свои заявки на это место, и тогда выбор будет сделан по принципу «лишь бы не россиянин». При этом, как бы ни повернулось дело, очевидно, что даже самая возможность смены руководства через такой краткий промежуток времени не будет способствовать престижу нового органа и лучшему выполнению им своих функции.
Прежняя система подбора и расстановки кадров по рекомендации и при непосредственном участии руководящей и направляющей силы нашего общества привела к тому, что в руководстве государством мы имели то, что имели: непрофессиональный парламент, некомпетентное правительство и безальтернативного Президента. Такого набора не могут себе позволить даже очень благополучные страны, не то что наша, обремененная массой комплексов.
После известных событий республики получили наконец то, к чему так долго стремились, — право формировать союзные органы власти и управления и делегировать им те полномочия, которые сочтут необходимым. Но тут нас поджидает другая опасность: не придет ли в коридоры власти на смену номенклатуре партийной номенклатура республиканская?
Система формирования новых органов, утвержденная Съездом, предусматривает квоты, обеспечивающие справедливое представительство от республик. Но она абсолютно не гарантирует, что к руководству страной придут действительно грамотные и умелые люди. Ведь еще никто не доказал, что подлинный интернационализм обеспечивает еще и подлинный профессионализм, что политические убеждения и личная преданность идеалам демократии непременно сочетаются с компетентностью и ответственностью. Не секрет, что в основном послепутчевые назначения сделаны именно по первым, а не по вторым признакам. И при всех заслугах России, при всем огромном уважении и восхищении невозможно забыть, какие грубые ошибки и недопустимые просчеты в совсем недавнем прошлом допускали некоторые из тех самых российских министров, которым теперь временно доверено возглавлять союзные ведомства.
Кажется, согласие по поводу необходимости создания представительных союзных органов власти уже достигнуто между республиками. Хотелось бы только, чтобы представительность этих органов определялась не пятым пунктом анкет и не пропиской в паспорте, а штучным подбором персонального состава, который соизмерял бы свои обиды с возможными последствиями.