Республики: утром независимость, вечером–экономический союз
Москва к такой постановке вопроса ещё не готова
Выдача «вольных» прибалтийским республикам 6 сентября безболезненно осуществилась, мягко говоря, неполным составом Государственного совета СССР. Намеченное на ближайший понедельник второе заседание новорожденного органа без кворума вряд ли обойдется. Предположительно в повестке дня стоит вопрос, касающийся всех членов элитарного клуба советских президентов: обсуждение проекта договора об экономическом союзе.
Есть, впрочем, опасения, что и от наличия кворума легче не станет. 11 сентября Г. Явлинский, один из авторов проекта, вынужден был констатировать весьма прискорбный факт: некоторую заинтересованность в теме предстоящего заседания Госсовета проявила пока что только Россия. Большинство же республиканских лидеров предложений Явлинского как бы не заметили и занимались на минувшей неделе решением «вотчинных» проблем. Причем в направлении, мало похожем «пристрелку» к грядущей реинтеграции.
Украина укрепляет и ужесточает таможенную службу. Вчерашняя белорусская оппозиция, ныне правящая, настороженно индифферентна к замыслам московского руководящего дуэта. Узбекистан, Таджикистан и Туркмения старательно оберегаются от «чуждого» влияния с Севера. Азербайджан занят выборами Муталибова, в Грузии требуют отставки Гамсахурдиа; им, похоже, не до судеб Союза. Все вместе грозятся введением собственной валюты. И вообще, дают понять, что неплохо было бы сначала разобраться с политической независимостью, а потом уже разговаривать об «экономическом сообществе суверенных государств».
А раз так, то сложно представить себе, как может выглядеть консенсус в столь разношерстной политической компании, каковой является Госсовет «СССР». Экстрасенсорные способности Михаила Горбачева, до поры до времени обеспечивающие там подобие единства, небеспредельны. Жесткая позиция Бориса Ельцина — тоже не самый оптимальный интегрирующий фактор, по крайней мере, не долгосрочный.
Государственный совет, не успев еще толком ни разу собраться в полном составе, уже вступает, похоже, в полосу слабо прикрытого противоборства двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны — попытки московского «сдвоенного Центра» выторговать себе доминирующее (Ельцин) и приличествующее рангу (Горбачев) влияние на безымянном пока что политическом пространстве от Балтики до Тихого океана. С другой стороны — вполне осязаемые притязания республик на полную государственную независимость.