ТРЕТЬЯ ПОПЫТКА
О проекте «Договора об экономическом союзе»
Обе предыдущие программы, предложенные группой Явлинского, не были приняты, но тем не менее дали сильный импульс реформам.
Основным конструктивным моментом нового проекта является отрыв экономического союза от союза политического и военного. Авторы проекта справедливо полагают, что заключение последних требует продолжительного времени, а экономическое соглашение как необходимое условие выхода из кризиса должно быть подписано как можно скорее.
Проект достаточно сбалансирован, подробен и полон, а его ключевые положения нацелены на ускорение экономических реформ. При этом на территории всех государств — членов экономического союза устанавливается одинаковый правовой режим осуществления хозяйственной деятельности для Физических и юридических лиц. Перемещение товаров и услуг осуществляется на беспошлинной основе. Предполагается сохранение рубля как общей валюты при допущении национальных валют. Ближайшая цель — достижение внутренней конвертируемости рубля.
Однако проект договора ориентирован не просто на проведение согласованной политики, а во многом на сохранение централизованного управления экономическими процессами в рамках Союза. Отдельные положения договора, по-видимому, не будут приняты рядом республик. К ним относятся, например: единое, таможенное пространство; единый порядок аккумулирования валютных поступлений для обслуживания внешнего долга; центральная роль Госбанка СССР в ближайшее время и др. Некоторые из этих положений будут препятствовать вхождению в Союз даже в качестве ассоциированных членов.
В проекте договора отсутствуют такие важные позиции, как:
— принципы и порядок раздела (и приватизации) союзной собственности и, что особенно важно, собственности ВПК;
— вопросы собственности нового Союза и порядок управления ею:
— возможные гарантии для уже осуществленных и потенциальных иностранных инвестиций.
Большинство положений договора, по которым отношения между Центром и республиками наиболее спорны, не прописаны я явном виде и носят скорее декларативный характер. Механизмы их осуществления отложены до принятия соответствующих соглашений. Поэтому реализация договора, вероятно, «увязнет» в длительных согласованиях.
В отличие от программ «500 дней» и «Согласие на шанс» данный проект направлен не столько на радикальные преобразования отечественной экономики, сколько на сохранение распадающегося экономического пространства.
А для Явлинского история может повториться: даже будучи в составе высшего руководства страны, на деле он снова окажется в оппозиции к реальной власти, перешедшей к республикам.