ЕЛЬЦИН УКРАИНУ НАПУГАЛ, РУЦКОЙ — УСПОКОИЛ
Большинство населения республики поддерживает провозглашение независимости. Объединило это и разные политические течения. Но если радикальные реформы в экономике будут торпедироваться, согласие лопнет.
Где будет «коммунистический заповедник»?
Два события определяют температуру жизни Украины — провозглашение Акта о независимости республики и решение о приостановлении деятельности КПУ.
В Галичине, где компартия последние полтора года была в оппозиции, больше радуются самостийности Украины, в других регионах доминируют требования распустить КПУ и национализировать ее имущество. Местные демократы опасаются, что независимая Украина станет «коммунистическим заповедником», где сохранится питательная почва для появления своего ГКЧП. Состоявшийся в Киеве «подпольный» пленум ЦК КПУ эти опасения не развеял. Руководство компартии продолжает игнорировать законы: пленум прошел после решения Президиума ВС Украины о приостановлении деятельности КПУ. Заявив о выходе КПУ из КПСС, пленум взял курс на создание новой партии с нынешним руководством во главе. А оно, похоже, не намерено отказываться не только от коммунистической идеологии, но и от прежних методов.
В разных регионах Украины ситуация складывается своя. К примеру, Львовский облсовет приостановил деятельность не только компартии, но и комсомола, аннулировал прежнюю государственную символику. На территории области срочно ликвидируется наглядная агитация «коммунистическо-империалистического и милитаристского характера». В Харькове комсомол и символику не трогают, позволили обкому компартии в последний час уничтожить горы документов. В Крыму же вообще все стало с ног на голову. Его руководство поддержало ГКЧП, однако каяться не намерено. Напротив, на полуострове преследуют тех, кто активно выступил против хунты.
Лидеры крымской АССР не отказываются и от намерения подписать Союзный договор. В составе провозгласившей независимость Украины сделать это не удастся. Многие крымчане готовы вернуться под крыло Российской Федерации, но консервативное руководство полуострова перспектива жить под началом Бориса Ельцина тоже не прельщает. А значит, возможны попытки со стороны лидеров автономии занять место Украины в «ново-огаревской девятке». Если это произойдет, «коммунистическим заповедником» станет не самостийная Украина, а член «обновленного Союза» — Крым.
Кто в оппозиции?
С началом путча инициатива на Украине перешла к «Руху» и поддерживающим его партиям. Внеочередная сессия ВС приняла почти все требования парламентской оппозиции — Народной рады, хотя ее члены составляют только четвертую часть депутатов. В перерыве между сессиями Президиум ВС также работал под диктовку «руховцев», а Председатель ВС Леонид Кравчук, по словам члена Президиума Леся Танюка, процентов на 80 поддерживает сейчас линию Народной рады. Так кто же в оппозиции?
Противостояние в ВС коммунистического большинства и демократического меньшинства, наверное, закончилось. Теперь будет две оппозиции — слева и справа. Первую составят радикалы из Народной рады (не более двадцати человек), вторую — ортодоксы-коммунисты, чья группа более многочисленна. Правда, демократы надеются, что многие из секретарей парткомов (их в ВС около 80) сложат депутатские полномочия, так как в той или иной степени причастны к путчу. Но если даже это не произойдет, большинство отныне все равно будет принадлежать центристскому блоку, куда войдут умеренные из Народной рады и группы «За советскую суверенную Украину». Предполагается, что независимость республики вчерашние коммунисты будут отстаивать не менее настойчиво, чем «руховцы», но останутся более консервативными в отношении экономической и других реформ. Если этот консерватизм окажется чрезмерным и радикальные экономические преобразования будут торпедироваться, Народная рада попробует, наверное, добиться переизбрания ВС на многопартийной основе.
Изменение расстановки сил в парламенте не может не повлиять на состав формирующегося Кабинета министров. Очевидно, что несколько вакансий (государственного министра по гуманитарным вопросам, министра высшего образования) будут отданы либералам, чьи кандидатуры два месяца назад парламентское большинство решительно отвергло. Но вряд ли Народная рада ограничится этим, когда есть возможность поменять руководителей некоторых ключевых министерств. Впрочем, МВД и КГБ к ним, наверное, не относятся. По крайней мере, возглавляющие их А. Василишин и Н. Голушко заявили о своей готовности служить независимой Украине, а в их высоком профессионализме вряд ли кто сомневается.
Иначе предлагает действовать народный депутат Украины Степан Хмара. По его мнению, Кабинет министров пока что трогать не надо, зато необходимо немедленно отправить в отставку Председателя ВС и распустить парламент, состав которого не соответствует нынешней расстановке политических сил в обществе. И только после выборов ВС провести референдум в подтверждение Акта о независимости.
Вариант Хмары сводит к минимуму возможность проиграть референдум, ведь выборы в ВС будут его своеобразной репетицией. Но вряд ли Народная рада пойдет на то, чтобы Украина в такой непростой период целых два месяца жила без высшего законодательного органа.
«Российский десант»
Его приезд в Киев был для украинского руководства неожиданным, но в сложившейся ситуации желательным. Заявление пресс-секретаря Президента России о возможности пересмотра границ с республиками, которые собираются выйти из Союза, встревожило все политические силы Украины. По словам народного депутата республики Ивана Зайца, прежде всего это было рассчитано на люмпенизированную часть русскоязычного населения Украины. С другой стороны, заявление способствовало консолидации малочисленных групп украинских националистов, выдвигающих лозунг «Украина для украинцев».
Девятичасовые переговоры российской и украинской делегации при посредничестве группы народных депутатов СССР завершились подписанием совместного коммюнике. Главное в нем — стороны согласились «предпринимать совместные действия для недопущения неконтролируемой дезинтеграции союзного государства» и подтвердили отсутствие территориальных претензий друг к другу. Пока велись переговоры, на площади перед зданием ВС родилась легенда: мол, когда вице-президент России Александр Руцкой зашел к Председателю ВС Украины Леониду Кравчуку, тот достал карту Киевской Руси и сказал: «Вот где наши границы».
Если руководство Украины прежде всего ожидало отказа от территориальных споров, то гостей очень беспокоила судьба вооруженных сил, дислоцированных на Украине. И особенно ракетных войск стратегического назначения. Сошлись на необходимости создать систему коллективной безопасности и не принимать односторонних решений по военностратегическим вопросам.
А на следующий день Кравчук встретился с командующим военными округами, расположенными на Украине. По свидетельству Леся Танюка, первая реакция военных очень неожиданная и положительная. К примеру, командующий Киевским военным округом генерал Чечеватов заявил, что готов служить в украинской армии. Это обрадовало и одновременно насторожило депутатов. Особого доверия к генералам нет, каждое их действие рассматривается сейчас сквозь призму возможности нового путча, но уже в масштабах республики. Однако несмотря на некоторые опасения, руководство Украины действует очень решительно. Заместитель председателя «Руха» народный депутат Украины Микола Поровский уверяет, что национальная гвардия будет создана через несколько дней, а немного позже военные, служащие на Украине, присягнут ей.
Он же считает визит российской делегации попыткой притормозить строительство независимого украинского государства.
86 и 7
Согласно социологическим опросам, большинство населения Украины поддерживает провозглашение ее независимости. К примеру, так считают 86 процентов киевлян, опрошенных Центром социально-экономических исследований «ТИННИ-Социо». Против самостийности Украины высказалось только 7 процентов опрошенных. До неудавшегося путча желающих жить в Союзе было заметно больше.
Оптимистически настроены и руководители Украины. Председатель ВС Леонид Кравчук говорит: если 1 декабря люди поддержат Акт о независимости, за признанием Украины международным сообществом дело не станет.
Единственное, что может изменить отношение большинства жителей республики к независимости Украины, — разжигание национальной розни, территориальные претензии к ней.
Владимир РУБАН. Киев.
Фото В. РЕПИКА.
«Московские новости» 08.09.1991 г.