Выступление Президента РСФСР Б. Н. Ельцина по «Радио России» 29 августа 1991 года
Уважаемые радиослушатели, граждане России. В последнее время приходится чаще выступать перед вами, но, наверное, это оправданно. События в России, в стране развиваются стремительно, все меняется прямо на глазах. Убежден, вы должны быть в курсе тех действий, которые предпринимает российское руководство. Ситуация в стране за дни после разгрома путча коренным образом изменилась. Основные рычаги власти выпадают из рук тех сил, которые десятилетиями управляли страной. Рушатся незыблемые ранее структуры партийного аппарата, КГБ и те органы государства, которые проводили в жизнь их волю. Происходит, образно говоря, обвал союзного центра, обвал той мощной бюрократической системы, которая шесть лет стояла на пути преобразований. Все это время демократические силы страны, в том числе парламент и правительство России, настаивали на радикальных реформах центра. Вместо того чтобы их проводить, союзная бюрократия использовала все возможности для укрепления своих позиций. Они всячески блокировали прогрессивные преобразования в республиках, и прежде всего в России. В связи с этим предстоящим подписанием Союзного договора над ними нависла реальная опасность, и они пошли на крайние меры, осуществили антинародный государственный переворот, но в кратчайший срок были сметены народом. Все происходящее вызывает большую обеспокоенность и тревогу у людей: не приведут ли последние события к хаосу и безвластию? Хочу заверить сограждан, я как Президент, руководство республики полностью контролируем обстановку в России и ее регионах. У нас есть достаточно возможностей, чтобы сохранить стабильность, обеспечить мирный характер перемен в это сложное время. Мы поддерживаем постоянный контакт с Президентом Горбачевым, руководителями республик и координируем свои действия.
Хочу твердо заявить: развал центра — это не развал страны, а тем более России. Прошли времена всевластия партии и ее структур. За последнее время уже достаточно укрепилась система законной власти, в России действует избранный демократическим путем парламент, с избранием Президента укрепляются ее исполнительные структуры. Политический курс, который мы проводим, опирается на поддержку народа.
Такие изменения произошли и в других республиках. Растерянность и паника возникают только там, где органы власти были ширмой для партократии, и этим регионам уделяется особое внимание. В то же время в деятельности российского руководства сегодня много нового. После ликвидации переворота в стране фактически начался переходный период. Уже началось движение от монополии государственных структур в экономике к рынку, всевластия и бесконтрольности бюрократического аппарата к демократии, от идеологического диктата КПСС к духовной свободе, от унитарного сверхцентрализованного общества к свободному Союзу суверенных государств. Главный смысл переходного периода состоит в декоммунизации всех сфер жизни нашего общества. Новая ситуация требует неотложного решения ряда проблем.
Первое. Всех волнует судьба Союза, высказывается тревога о его будущем. Действительно, переворот нанес мощный удар по стране, сорвал подписание Союзного договора, усилил центробежные тенденции. Ситуация действительно сложная, но далеко не безнадежная. Постоянно встречаясь в эти дни с руководителями республик, разговаривая с ними по телефону, еще раз убеждаешься, что идея Союза себя не исчерпала, стремление создать новый, действительно свободный, действительно добровольный союз суверенных и, подчеркиваю, равноправных государств по-прежнему сильна. События только уточнили наши представления о нем. Нас не должно пугать объявление рядом республик своей независимости. В Союз будут объединяться полноценные государства, а не призраки. Только тогда они получат возможность действительно делегировать в Союз ряд своих функций. Республики сами создадут новый центр, органы управления по важнейшим направлениям, координации экономической реформы, вооруженные силы, ядерный потенциал и другие. Они четко определят какие органы власти необходимы на союзном уровне, очертят сферы их компетенции и структуры.
Подчеркну, союзный центр должен существовать, но необходимо резкое сокращение числа его работников и расходов на его содержание. В этом мы имели поддержку от других республик. У меня была встреча с Президентом Казахстана Назарбаевым, и мы подтвердили приверженность Союзу. Состоялась встреча с руководителями республик Российской Федерации. На ней было подтверждено, что Россия должна войти в состав Союза единой и неделимой.
Второе. Поражение реакции поставило вопрос: не будут ли злоупотреблять победой демократические силы? Твердо заверяю, партийно — бюрократическая диктатура не сменится диктатурой демократов, тем более российских демократов. Мы намерены и дальше всячески способствовать развитию демократического процесса и формирования правового государства. Это особенно важно в переходный период. Сейчас приостановлена деятельность компартии России, ряда газет. По этому поводу идет много спекуляций. Смысл этих мероприятий в том, чтобы выяснить меру реального участия этих изданий и должностных лиц в преступной антигосударственной деятельности, а не в том, чтобы проста запретить их. Кстати, «Московская правда» стала не органом Московского горкома партии, а коллектив взял ее себе как орган именно коллегии и редакции самой газеты, и она даже после перерыва первый раз вышла под номером один. То есть вроде название старое, но это газета, конечно, совершенно новой ориентации. Я думаю, что так будет и с другими газетами.
Что касается партии, подтверждаю свою приверженность к принципам многопартийности. Но я считаю, что в демократическом правовом государстве недопустимо, чтобы та или иная партия стояла над государством, а тем более имела возможность готовить и осуществлять перевороты. В то же время хочу заявить, что являюсь противником какого-либо ущемления прав рядовых коммунистов, мести в адрес людей, работавших в аппарате. Тем более что сейчас идет, есть информация, задержка с выплатой зарплаты даже техническим работникам. Мной дано указание министру финансов немедленно поправить их, чтобы здесь справедливость восторжествовала.
По имуществу партии. Да, сейчас имущество будет специально определяться, чьим оно будет. Советами, и в том числе Управлением имущества Совета Министров Российской Федерации. Но я хочу заверить всех граждан России, что это не значит, что, скажем, санатории, дома отдыха, дачи и так далее от одних начальников будут переходить в пользование других. Нет, они будут передаваться в общее пользование всему народу. Мы должны стоять выше всего этого.
Предложения о самороспуске КПСС идут от самих коммунистов, им и решать ее судьбу.
Третье: В дни переворота снова остро поставили вопрос о перспективах вооруженных сил страны. Россия и другие республики убедились в необходимости создания республиканских формирований по типу национальной гвардии. Это должно, конечно, создаваться на четкой правовой основе, имеется в виду национальная гвардия России — 3—4 тысячи человек, чтобы иметь возможность защититься от таких ситуаций, которая была 19, 20 и 21-го числа. Вы за то, чтобы была проведена реформа в вооруженных силах, и я сегодня предложил Президенту Горбачеву создать специальный комитет по подготовке проекта такой реформы и чтобы во главе этого комитета стал Кобец Константин Иванович, Я подписал сегодня специальное распоряжение об усилении социальной защищенности военнослужащих, проходящих службу на территории Российской Федерации, то, что и обещал перед выборами Президента России. Большинство воинских частей заслуживают высокой благодарности и одобрения в период этого путча, в котором они или просто не приняли участия, или вели себя нейтрально. Я хотел, чтобы здесь не хулили вооруженные силы, чтобы не было каких-либо преследований, а наоборот, защищали бы военнослужащих, поскольку в целом вооруженные силы не встали против народа, а встали против хунты.
Вместе с тем и другие республики, и Российская Федерация имеют твердое мнение, что должны существовать единые Вооруженные Силы Союза. Категорически исключается какой-либо раздел стратегического оружия между республиками, что могло бы создать дополнительную угрозу миру.
Четвертое. Наш общий долг — сохранить стабильность и спокойствие в стране, не допустить гражданского противоборства. Путч взбудоражил население, обострил многие противоречия, вызвал всплеск эмоций. Нельзя допустить, чтобы они овладели обществом, породили волну жестокости и мести. Расследование всех обстоятельств мятежа должны проводить соответствующие органы прокуратуры, заниматься этим — суд. Нельзя, чтобы была погоня опять за ведьмами, как было когда-то, это касается тех многих людей, которые в тот момент просто растерялись и не смогли сразу определить своей позиции. Недопустимы никакие проработки в коллективах, пресловутые товарищеские суды и прочее. Это наследие прошлой системы должно быть отвергнуто. Считаю, что у меня есть моральное право призвать вас не уподобляться тем, кто еще недавно шельмовал многих честных людей, в том числе и меня. Ответственность должны понести только те, чьи действия подпадают под соответствующие статьи Закона и Уголовного кодекса. Под защитой Закона находятся дети, семьи, близкие родственники участников путча, никакого ущемления их прав не должно быть допущено.
Пятое. Переворот выбил всех нас из нормальной колеи, отвлек от сложнейших проблем страны и России. Мы защитили демократию, дали отпор диктатуре, теперь главное — как можно скорее восстановить нормальный трудовой ритм, то есть должна быть прекращена эйфория победы. Не будем забывать, что скоро зима, что выращен — пусть не такой богатый, как в прошлом году, — урожай, его надо убрать, и меры сейчас принимаются. Кстати, очень хорошо откликнулись на наш призыв помочь военные и готовы помогать всемерно до конца уборки урожая. Дел у нас много, и нужна предельная собранность. Прошел вчера Госсовет России, который определил первоочередные задачи в Российской Федерации. Обещаю информировать вас о всех важнейших шагах российского руководства в наших следующих встречах. Благодарю за внимание.
(ТАСС).
«Российская газета» 31.08.1991 г.