КАК НАС ПРЕДАВАЛИ
Всего лишь за два с половиной дня успела поднять голову "журналистика сферы обслуживания" — и вновь, как много лет назад, мы услышали истовое повизгивание тех, кому безразлично, какой власти угодить — пусть и хунте преступников.
Даже этот список — восемь верных газет — оказался невелик. Причем некоторые янаевских надежд не оправдали. "Труд" ни в одном собственном материале не поддержал переворот: тревожные фотографии, протест российских профсоюзов, репортажи из самых напряженных мест...
"Московская правда" не смогла отказать своим издателям, но у ее редколлегии хватило хотя бы смелости заявить: она не во всем согласна с превентивными мерами Комитета по ЧП. Собственно, такое мы уже проходили: иллюзия личной чистоты при мерзости служебных обязанностей.
Конечно, и без чтения можно было бы сказать, кто первым, пьянея от восторга, бросится в объятия хунты. "Советская Россия" и "Правда" — органы "чести, ума и совести нашей эпохи". Газету Чикина ну просто "поразил призыв Ельцина, Силаева, Хасбулатова" не подчиняться законам чрезвычайного положения! И, конечно, не путчисты, а демократ Собчак своим протестом дезорганизовал Ленинград.
Нашел слово "Правды" и орган ЦК КПСС, чей корреспондент И. Шаров накануне кровавой ночи увидел у здания Верховного Совета России лишь "штатных хулителей союзного руководства", которые, страшно подумать, внушали мысль, что "от новых чрезвычайных властей надо ожидать всякого".
Хороша была молодая звезда ЦТ Владимир Стефанов. Если бы его комментарий в программе "Время" от 20 августа изложить на бумаге, то, боюсь, по уровню холуйства и бессмысленности это не напечатала бы даже "Советская Россия". Впечатлительный Стефанов не мог прийти в себя от негодования, услышав "путчисты" и "государственные преступники" в адрес — только подумайте! — Пуго, Янаева, Язова, Крючкова. В адрес людей "законно, — как выяснил за 2 дня Стефанов, — облеченных властью!"
Телевидение — удивительный перекресток журналистики. Помните, как в дни Вильнюса на экраны выползли "брежневские международники", а сейчас появились специалисты по внутренним делам Стефанов, Элин... Но и тогда и сейчас были такие, как Сергей Медведев (он вел 19 августа репортаж от здания Верховного Совета России), кто заставляет удивляться: как удалось пробиться сквозь этот бетон лжи?
Уверен, мы осудим преступников из Комитета по ЧП. А как быть со всеми этими "героями голубого экрана" — бойцами партийной печати, любителям чрезвычайных положений? Бог с ними, сколько раз они уже продавали профессию, продавали читателя и зрителя. Впрочем, их читатель всегда был один и тот же — кто главней. Просто на этот раз просчитались?
Виктор ЛОШАК.
"Московские новости" 22.08.1991 г.