August 13, 2021

ВСТРЕЧА ПРЕЗИДЕНТОВ ПЯТИ РЕСПУБЛИК

Андрей ОРЛОВ — из Ташкента: В Ташкенте происходит одно из крупнейших политических событий перед подписанием Союзного договора — встреча президентов пяти республик.

Это сознают, конечно, сами участники встречи — президенты Узбекской ССР И. Каримов, Казахской ССР Н. Назарбаев, Кыргызстана А. Акаев, Таджикской ССР К. Махкамов и Туркменской ССР С. Ниязов, прекрасно понимая, что пять из девяти — это больше половины даже при простом арифметическом подсчете будущих участников Союза суверенных государств. Кстати, на встречу прибыл премьер-министр Азербайджана Г. Гасанов, который будет присутствовать в качестве наблюдателя.

На первый взгляд программа ташкентской встречи не сулит неожиданностей: обсудить проект договора, который намерены подписать девять республик, обменяться мнениями об общественно-политической обстановке в регионе, согласовать меры по подготовке к зиме… Однако смысл совещания руководителей республик Средней Азии и Казахстана, думается, глубже: видимо, можно говорить о выработке единой позиции огромного региона, создании восточной политико-экономической зоны, реальном разделении полномочий центра и республик. Наконец, о защите интересов каждого суверенного государства.

Это подчеркнул Н. Назарбаев, сказав у трапа самолета, приземлившегося в ташкентском аэропорту:

— Настало время республикам подумать, что будет после подписания Союзного договора на следующий день, 21 августа. Начнется ли изменение властных структур, как мы предполагали? Какая структура будет руководить экономикой и осуществлять статья за статьей подписанный договор? Ведь что получается сегодня? В проекте союзного закона о разгосударствлении и приватизации нам, оказывается, вообще запрещено самим заниматься приватизацией. Зачем тогда договор нужен?

Тоталитарный режим нас всех заставлял: производите сырье, а мы вам все привезем. Теперь не привозят, потому что экономические связи взорваны, центральной власти нет, перераспределения нет, и наши народы страдают.
Поэтому нам надо разобраться и совместно выработать политику. Мы пришли к выводу: нам надо интегрироваться, от разговоров переходить к делу. Создадим межреспубликанский постоянно действующий комитет по координации социально-экономического развития Средней Азии и Казахстана, его рекомендации будем принимать решениями наших правительств или президентскими указами. Вместе станем решать вопросы стабилизации экономики, вопросы ценообразования.

— Означает ли ташкентская встреча накануне подписания Союзного договора, что в этот документ могут быть внесены поправки? — спрашиваю Н. Назарбаева.

— Договор мы парафировали, но если после этого начнется издание указов и постановлений, противоречащих его духу, само подписание, которое намечено завершить 10 октября, осложнится. Такого допустить нельзя. Все республики нашего региона привержены договору и сделали со своей стороны все, что могли…

Беспокоит участников ташкентской встречи ситуация с продовольствием. Высказываясь за рынок, они стремятся воочию увидеть ближайшие и отдаленные последствия перехода к новым отношениям в экономике и политике, защититься от развала. Тревога прозвучала в словах Президента Узбекистана И. Каримова:

— После апрельского повышения цен положение не выравнивается, с каждым днем цены растут уже необъявленно. Снабжение населения ухудшается. Приближение зимы, я бы прямо сказал, грозит стране голодом. Расчеты показывают, что зерна в Союзе будет получено меньше, чем в прошлом году, а вопросы его завоза из-за границы решаются плохо. Это происходит в результате неповоротливости, противоречий, неорганизованности в союзных органах. Сейчас каждая республика обязана подумать о себе, о своем народе.

Наши пять республик схожи во многом и, естественно, должны объединиться. Подчеркну, этот процесс не направлен против какой-то другой республики, но нам необходимо вырваться из нищеты, дать всем, кто живет здесь, право на благополучие.

В самом деле, регион Средней Азии и Казахстана, где живут 50 миллионов человек, где производится почти весь хлопок страны, половина цветных металлов, огромная доля сельскохозяйственной продукции, издавна числится в отсталых. А он, регион этот, сейчас удерживает свою экономику от развала благодаря, как убеждены здесь, укрепляющимся в последнее время горизонтальным связям. Абсолютного суверенитета не бывает, считают участники ташкентской встречи и, признавая зависимость друг от друга, готовы состыковать свои вагоны и сделать их основой общего союзного эшелона.

Какими же могут быть первые меры после подписания договора? Раздел собственности на союзную и республиканскую, формирование сбалансированного бюджета, радикальные экономические преобразования, решение о которых примут вместе суверенные государства. Впрочем, сейчас определенно можно сказать одно: неожиданная для многих активная политическая жизнь в восточном регионе уже выводит его на отнюдь не окраинное место в будущем Союзе.

«Известия» 14.08.1991 г.