August 11, 2021

«Корейский сюрприз» Ивана Кожедуба

О ЧЕМ НЕ СКАЗАНО В ОФИЦИАЛЬНОМ НЕКРОЛОГЕ

12 августа все узнали о кончине маршала авиации Ивана Никитовича Кожедуба. И ни одной строчкой в газетах не сказано о его роли в неизвестной для многих корейской войне 1950— 1953 годов — первой из серии локальных войн после второй мировой. Личный архив моего отца, гвардии подполковника ВВС в отставке, хранит многие документы о тех драматических событиях. В небе Северной Кореи они сражались вместе. На них была форма китайских народных добровольцев, а в документах стояли китайские имена.

Боевые самолеты поднимаются, когда политики заходят в тупик. Противостояние двух сверхдержав в корейском вопросе после 1945 года привело к расколу Страны Утренней Свежести на две части по 38-й параллели. Там началась гражданская война. На заседании Совета Безопасности ООН в июле 1950 года США поставили вопрос о превращении американских оккупационных войск в южной части полуострова в «войска ООН». Советский представитель в Совете Безопасности не воспользовался правом вето и, как утверждают исследователи, по указанию из Москвы покинул заседание. Просчет дипломатов стал ясен очень быстро. Под голубым флагом ООН против Северной Кореи выступили войска еще 15 государств. Война перестала быть гражданской. Такова одна из версий начала боевых действий в международном конфликте. О подробностях судить историкам, до сих пор не давшим полного описания этого «белого пятна» нашей внешней политики.

Но без пояснений становится ясно, почему ТАМ советские летчики были под чужими именами, летали на истребителях с корейскими опознавательными знаками. И гибли, о чем родные в Союзе узнавали только по секретной почте.

В эту командировку Кожедуб отбирал летчиков лично, преимущественно тех, кто уже имел фронтовой опыт и в совершенстве освоил самый современный по тем временам реактивный истребитель МиГ-15. Это были крепкие 30-летние и чуть моложе парни с подмосковной авиабазы Кубинка. Задачу перед группой поставили так: «Прикрыть небо Северной Кореи от налетов американской авиации и защитить на дальних подступах границы Советского Союза». Литерный эшелон с самолетами и летчиками шел к границе Китая с Кореей по расписанию военного времени...

Первая встреча с противником в воздухе принесла потери. Наши не могли привыкнуть стрелять в мирное время. Гибель Бориса Образцова, раненного в живот, но сумевшего посадить машину, переломила сознание. Кожедуб, имея суровый запрет Москвы не драться самому, лично повел истребители в бой. Противник начал терять превосходство в воздухе. Постепенно, неделя за неделей рос список сбитых «летающих крепостей», истребителей «Сейбр» Ф-86 и других. Советский МиГ-15 западные газеты нарекли в то время «корейским сюрпризом». Даже очень хорошо вооруженные тяжелые бомбардировщики Б-29 и Б-50, способные нести ядерные бомбы, потеряли неуязвимость.

Отец, как и большинство, летал в группе Кожедуба с осени 1950-го без передышки и отпусков. А перед самой сменой (она уже прибыла из Союза) 7 января 1952 года в тяжелейшем бою, подробно описанном в зарубежной историографии как «черный день американских ВВС», был сбит. Катапультировался с перебитой снарядами левой рукой с высоты 12 тысяч метров. Парашют сумел раскрыть лишь перед землей. Долго полз. Нашли и укрыли корейские крестьяне. Врачи и мама спасли ему жизнь. Могилы погибших друзей — на кладбищах Пхеньяна и Порт-Артура.

Игорь АБАКУМОВ,
спец. корр. «Известий».
На снимках: МиГ-15 и Ф-85 — противники в корейской войне; разбор полетов. Второй справа — И. Н. Кожедуб, первый слева — Б. С. Абакумов — мой отец на аэродроме Мяу- Гоу. Снимок публикуется впервые.