August 9, 2021

Япония нам поможет?

Вряд ли стоит предполагать, что бурный поток бывшей в употреблении за рубежом автомобильной техники, хлынувший в Советский Союз, иссякнет в ближайшее время. Наоборот, спрос на иномарки растет, и кажется, очень скоро в связи с этим у нас возникнут серьезные проблемы, хочется верить разрешимые. Во всяком случае автомобилист из Владивостока А. СКРИПКО настроен по этому поводу оптимистично. Обладатель «Ниссана-седрик» 1977 года выпуска, он не изъявляет желания пересесть за руль отечественной машины. Более того, определившиеся автомобильные симпатии позволили ему объективно, как нам показалось, оценить плюсы и минусы иномарок, оказавшихся на нашем Дальнем Востоке.

Начну с того, что Страна восходящего солнца полностью удовлетворяет огромный спрос на подержанные автомобили на большей части Сахалина, Камчатки, в городах Владивостоке и Находке. Из Японии машины везут на всех типах судов, начиная с морских буксиров, вмещающих 5—6 автомобилей, и кончая круизными теплоходами, берущими на борт до 150 машин. Советским морякам и туристам ограничения не помеха, они умудряются распихать, другого слова и не подберешь, купленную технику во все проходы и закутки судна. Недавно команда теплохода «Михаил Шолохов» установила рекорд по дальневосточному пароходству, перевезя 170 машин при вместимости судовой палубы 150.

Юг Приморья наводнен японскими автомобилями. Сейчас в крае их свыше 30 тысяч, и каждый месяц владельцами иномарок становятся еще полторы тысячи сограждан. Видимо, это стало причиной увеличения количества дорожно-транспортных происшествий, а местные власти в срочном порядке повысили размеры штрафов за нарушение Правил дорожного движения. Ныне во Владивосток съезжаются представители мафиозных групп чуть ли не со всей страны, и город занимает одно из первых мест по преступности в РСФСР. Естественно, что в краевой ГАИ пришлось создать группу розыска угнанных иномарок. Но это тема отдельного разговора. Главное — техника.

Что везут? Самые разнообразные модели легковых автомобилей, джипов, микроавтобусов. Есть среди них «всеобщие любимцы» — «Тойота-карина», «Тойота-королла», «Тойота-марк-2», «Ниссан-блюберд». Возраст — от 15 лет до 1 года. Моряки и туристы платят за них от 30 до 200 тысяч йен, то есть примерно от 200 до 1400 долларов США.

Таможенная пошлина взимается в рублях.

Кузова всех без исключения японских моделей, несмотря на простоту конструкций, удивляют прочностью. Я не видел ни одной машины, у которой лопнули бы стойки, разошлись сварочные швы или разболтались петли дверей. В каждом элементе кузова нет ничего лишнего. Ржавеют ли? Да, ржавеют, но своеобразно. У «тойот» сгнивают, как правило, задние арки колес, задние крылья, участок днища под запасным колесом. У «ниссанов» коррозия в первую очередь поражает пороги и двери, однако я не встречал ни одного автомобиля, у которого были бы повреждены передние крылья и силовые элементы кузова, чего не скажешь об отечественных и европейских моделях. Если машина оснащена кондиционером, то коррозии подвергаются крыша, верхняя часть дверей, рамки ветрового и заднего стекол. При этом, чем мощнее кондиционер, тем интенсивнее ржавление.

При лобовом столкновении кузов практически любой японской модели поглощает энергию удара, двигатель «уходит» вниз. Люди, как правило, остаются живы. Вспоминается страшная авария, свидетелем которой я был. На перекрестке лоб в лоб столкнулись «Мицубиси-тредия» и «Ниссан-лаурель». Эксперты ГАИ установили, что скорость «Тредии» равнялась 100, «Лауреля» — 120 км/ч. В обеих машинах находилось по два пассажира. Трое из них пережили аварию, скончался только водитель «Мицубиси». Этот пример — лишнее доказательство того, что кузова «иностранок» действительно безопасны.

Несмотря на многообразие автомобилей, модели двигателей меняются нечасто. Так, рядная «шестерка» «Ниссана» — модель «Л-20» рабочим объемом 1998 cmj — установлена на «Лауреле» 1970 года выпуска и на «Седрике» 1989-го. Моторы моделей «Зет-18» (1770 см3) и «Зет-20» (1998 см3) можно увидеть на старых и новых «скайлайнах» — между ними 20 лет. Конечно, со временем они обросли системой электронного впрыска топлива, турбонаддувом, но трущиеся детали у них взаимозаменяемы, что упрощает проблему запасных частей.

По моим наблюдениям, еще ни один мотор с турбонаддувом, этим эффективным средством повышения мощности, не прослужил долго. Самые стойкие осилили 60 тысяч километров пробега, не больше. Причина — разрушение подшипников вала у турбокомпрессора.

Дизельные моторы. Они часто встречаются на японских машинах, колесящих по нашим дорогам. Их единственный плюс — экономичность. Минусов гораздо больше: при температуре —15° и ниже надежды завести мотор нет. Несмотря на разного рода освежители и поглотители, в салоне — стойкий запах топлива, сильный шум от работы мотора. Качество отечественного дизельного топлива вынуждает через каждые 20—30 тысяч километров притирать форсунки, а через 150 тысяч нуждаются в ремонте плунжерные пары. Эти данные взяты мной на автотранспортных предприятиях города, где эксплуатируются купленные в Японии новыми (!) джипы «Ниссан-патруль». А что говорить о подержанных моделях?

Беда и от бензинового топлива. Если использовать 76-й бензин, разрушаются перемычки между поршневыми кольцами. Наиболее часто этот недуг поражает 1,8-литровые двигатели «Тойоты». К тому же на них слабые ремни в приводе распределительного вала. На «тойотовских» шестерках применение низкооктанового топлива сопровождается обрывом шатуна, обычно шестого цилиндра. «Хонды» бензин с октановым числом 76 не воспринимают вообще. А вот карбюраторные моторы фирмы «Ниссан» зарекомендовали себя в наших экстремальных усло виях просто отлично. Они наиболее долговечны, пуск их легок. Для эксплуатации в Советском Союзе они, судя по накопленному в нашем крае опыту, предпочтительнее остальных.

Некоторые автомобилисты испытали на практике электронный впрыск топлива, такой системой оснащаются двигатели многих японских моделей. По мнению большинства, система великолепная, правда, боится неправильного подсоединения (полярность) аккумуляторной батареи. В подобном случае микропроцессор системы выходит из строя мгновенно, причем ремонту не поддается.

Что касается подвески колес, то здесь преимущество несомненно у «Тойоты». Ее прочные, надежные, простые по конструкции стойки типа «Мак-Ферсон» служат долго, не в пример «Ниссану» и «Мацуде». Жесткие, короткоходные подвески таких моделей «Ниссана», как «Скайлайн», «Блюберд», «Прери», или «Мацуды-космо», рассчитанные на хорошие дороги, разваливаются у нас через год. Естественно, не подходят для наших условий подвески с автоматической регулировкой дорожного просвета.

Теперь несколько слов о салоне. Кто любит комфорт, отдаст предпочтение «ниссанам». Их внутреннее «убранство» по числу кнопок, переключателей, консолей, красивых подсветок можно сравнить разве что с новогодней елкой. Но главное не это. Продуманная эргономика, различные освежители воздуха и поглотители запахов, блокировка дверных замков с места водителя, регулировка сидений при помощи сервомеханизмов, электростеклоподъемники — вот за что ценят автомобилисты машины этой марки.

По отделке салона и комфортабельности к подержанным «ниссанам» приближаются бэ-у «мицубиси» и «тойоты». Правда, у них салоны выглядят проще, без излишеств. Многим нашим владельцам, не привыкшим к роскоши, это по душе. У всех моделей есть общая особенность — рассчитаны они на невысоких людей, хотя посадка-высадка очень удобная.

Примерно с 1985 года большинство японских автомобилей оснащаются гидромеханическими коробками передач. Для сложного рельефа наших дорог такие трансмиссии не подходят абсолютно. По моим наблюдениям, ни одна автоматическая коробка передач не прослужила более 30 тысяч. Но если сравнивать, то трансмиссии «Ниссана» требуют меньшего к себе внимания.

К механическим коробкам передач и задним мостам претензий нет: работают надежно и бесшумно, независимо от возраста автомобиля, его пробега. Шарниры привода передних колес (в последнее время переднеприводные и полноприводные машины ввозят в большом количестве) быстро разрушаются. Не выдерживают шарниры даже таких солидных джипов, как «Ниссан-патруль» и «Тойота-лэнд-крузер».

Рискну дать совет: от бескамерных покрышек и литых дисков колес следует отказаться. У нас в крае разбито много машин из-за срыва покрышек с дисков. Причина — резкое падение давления в шине. Разрыв происходит либо при движении на высокой скорости, либо по плохой дороге (90 % случаев). Остальные 10 % — это срыв покрышки на повороте и откалывание кромки литого диска.

Как я выяснил из разговоров с владельцами подержанных японских автомобилей, меньше всего хлопот доставляют предельно простые модели, преимущественно фирмы «Ниссан». Автомобили со сложными электронными устройствами чаще вызывают у своих хозяев головную боль. Но что интересно: никто из мною опрошенных «японцев» не изъявил желания пересесть за руль отечественной легковой машины. Вывод: не надо бояться зарубежных, в большинстве своем неновых моделей. Как ни парадоксально, многие из них дадут фору советским, только что сошедшим с конвейера машинам. Опыт эксплуатации огромного парка японской техники в дальневосточном регионе тому подтверждение.

Фото «Мицубиси», «Ниссан», «Тойота», «Тойо-Когио», «Хонда»