Шереметьево- 2: БУДЕТ ЛИ ПОРЯДОК?
«Известия» уже дважды (№ 91 и 137 за 1991 год) обращались к наболевшей теме преступности в главной международной авиагавани страны. В апрельском репортаже «Шереметьево-2: посадка в криминальной зоне» мы рассказали о скандальной истории с украденными 800 тысячами долларов, вызвавшей наконец пристальный интерес правоохранительных органов к шереметьевским делам. В июньском материале «Шереметьево-2; вылет из криминогенной зоны» — о расправе над работницей порта, имевшей неосторожность протестовать против повседневных безобразий. Что происходит в аэропорту сегодня! Удалось ли его руководству и представителям закона провести «разбор полетов», понять истоки преступности, поставить ей заслон?
— С 15 июня нынешнего года по приказу министра внутренних дел Б. Пуго проводим в аэропорту операцию «Шереметьево-2», — говорит заместитель министра В. Трушин. — Вместо маломощного линейного отделения милиции там работают сейчас около 700 опытных специалистов из московской городской и областной милиции, из центрального аппарата министерства, внутренних войск МВД СССР, КГБ. Сделан беспрецедентный шаг — шереметьевский ЛОВД преобразован в управление с удвоенным против прежнего личным составом. Только инспекторов ГАИ там будет около шести десятков. Каждому из них приданы сегодня омоновцы. За порядком на контрольно-пропускных пунктах аэродрома — а их 18 на 14-километровом периметре — вместе с вохровиками следят солдаты внутренних войск.
Штаб операции, в которой принимают участие представители других ведомств, руководство Центрального управления международных воздушных сообщений (ЦУ МВС), — продолжает Василий Петрович, возглавляющий операцию, — будет действовать до 1 сентября. Круглосуточно. У каждого из членов штаба — группа, работающая в определенном направлении. И главная наша задача — разобраться, какие пороки в аэропортовской технологии обработки грузов, багажа, обслуживания пассажиров могут использовать нечестные люди, а то и откровенные преступники.
Вы знаете, какими строгостями обставлен проход пассажиров через таможенников, стойку Аэрофлота, пограничников. Во всех аэропортах мира не допускается самовольный выход людей к самолетным стоянкам, рулежным дорожкам, самой взлетно-посадочной полосе. Мало ли кто и с какими целями туда проникнет. Терроризм, увы, стал едва ли не повседневностью и у них, и у нас. Так вот, выяснилось, что из ресторана любой мог спуститься к неохраняемой двери и выйти на поле.
Я говорил уже — выехать и выйти с территории комплекса можно через 18 КПП. Спрашивал хозяев аэропорта: а нужно ли столько?
Уже положен конец и беспрепятственному проходу самих работников комплекса ко всем его службам. Вся территория разбита на зоны, и, если по роду работы тебе нечего делать, скажем, в грузовом терминале, без пропуска соответствующего цвета туда не пройти.
Особая забота — транспорт. Вы видели прежде — небольшая площадка перед портом забита автомобилями, автобусами. Рев, смрад, не протолкнуться. Негде припарковаться, чтобы просто выпустить улетающего, выгрузить его багаж. Сейчас там почти пусто. Нужно остановиться — пожалуйста, стоять же не позволяем. Под угрозой штрафа и даже отвинчивания номера. Если ЦУ МВС сможет приобрести за валюту специальный автомобиль — «эвакуатор», будем оттаскивать машины нарушителей на милицейскую стоянку.
Совершенно очевидно, что реальную конкуренцию рвачам — таксистам и частным перевозчикам могло бы составить налаженное автобусное движение. Однако нам известны случаи, когда к водителям автобусов приходили люди и советовали, скажем, «заболеть», не появляться завтра в аэропорту. Не подчинишься — проколем шины. Так, для предупреждения…
Я убежден: одними лишь милицейскими мерами проблемы аэропорта не решить. Все, что уже наработано в Шереметьево-2, сделано в теснейшем контакте с его работниками. Но есть вопросы, решить которые не в силах ни мы, ни они.
Известно, с каким напряжением работает международный аэропорт, рассчитанный на куда меньшее число «бортов», захлебывающийся от переизбытка пассажиров, провожающих и встречающих.
Суета, толкотня, неразбериха, возникшая от перегрузки, — идеальная среда для махинаций, поборов, краж. Так почему бы не разгрузить Шереметьево-2, на чью долю ложится сегодня 90 процентов международных взлетов — посадок? Если мы говорим о союзе суверенных государств, то следует все больше переносить такие авиаперевозки в столицы союзных республик. Зачем, скажем, паломникам в Мекку улетать из Москвы, если многие из них живут в Казахстане, Средней Азии, в Закавказье? С предложением децентрализовать международные перевозки мы собираемся обратиться в Кабинет Министров СССР. Многие проблемы аэропорта придется решать и московским властям…
— Василий Петрович, в последнем известинском материале о Шереметьеве я рассказал о судьбе бывшей сотрудницы порта Оксане Наум. Бездоказательно обвинив в получении взятки от иностранного пассажира, в том, что она пропустила 226 килограммов незарегистрированного багажа, её уволили. Расправа состоялась при активном участии тамошней милиции. Как расценивает ее действия МВД СССР?
— Как неблаговидные. Свои служебные обязанности майор милиции А. Болтенков и старший лейтенант милиции А. Медведев выполнили поверхностно, с грубым нарушением Уголовно-процессуального кодекса. Между тем именно «доказательства» вины О. Наум, полученные при помощи сотрудников милиции, и легли в основу приказа об увольнении диспетчера. По приказу министра внутренних дел СССР Б. Пуго его помощник полковник милиции A. Лысков провел расследование всей этой истории. Вывод — оснований для увольнения Наум нет. Обстоятельное письмо, отразившее и недостойную роль наших сотрудников, я направил генеральному директору ЦУ МВС B. Потапову. С просьбой отменить приказ и восстановить О. Наум на работе…
Копию заключения, подготовленного Анатолием Григорьевичем Лысковым, мне как автору статьи о судьбе Оксаны Наум вручили в МВД под расписку. Сказать по правде, я поражен обстоятельностью проверки. Ее оперативностью. И выводами, в которых нет и намека на спасание чести мундира, запятнанного шереметьевскими пинкертонами. Наконец, квалифицированной юридической оценкой всех перипетий «дела О. Наум».
Разговор с генеральным директором ЦУ МВС В. Потаповым начался с общих шереметьевских проблем.
— Аэровокзальный комплекс Шереметьево-2, сданный в эксплуатацию всего-то 11 лет назад, в марте 1980 года, рассчитан на одновременное обслуживание 4 широкофюзеляжных самолетов, — рассказывает Владимир Владимирович. — А принимаем в пиковое время (скажем, от 16 до 18 часов) по 30 и более таких «бортов». Как разгрузить аэропорт? Хорошо бы летать за границу из других городов, но мы, профессионалы, знаем, что они, за исключением разве что Ленинграда и Киева, не готовы к такой работе. Нет подходящей, эффективной технологии. Надежда — на реконструируемое сейчас Шереметьево-1, которое будет обслуживать пассажиров иностранных авиакомпаний. Шереметьево-2 останется за Аэрофлотом.
Как избежать воровства, других безобразий? О зонах и соответствующих пропусках вы знаете. Выход видим в персонификации ответственности любого сотрудника порта, особенно тех, кто связан с обработкой багажа, грузов. Благо новые формы хозяйственных отношений позволяют теперь малым числом работников делать больше за более высокую плату. Надеемся на аренду, скажем, автоматического грузового комплекса, трудовым коллективом. Он несет перед аэропортом полную ответственность за сохранность вещей.
Теперь у нас есть выбор. Комплекс взяли в аренду сразу два коллектива. И с теми, у кого подозрительно часто исчезают вещи, расстаемся. Вообще, многие пропажи — от нашей бедности. Видели бы вы, что творилось на поле в пиковые часы. Десятки, сотни тонн багажа и грузов. Склады слишком малой емкости переполнены. Теперь иное дело: СП и кооперативы, которые мы привлекли для расширения услуг, построили свои склады. Это узкое место уже, можно сказать, расшито. Пошли на убыль кражи. Изменился их характер. Если раньше могли пропадать целые места багажа, то теперь характерна пропажа вещей из сумок, чемоданов, коробок. Там, где обрабатывается багаж, поставили видеокамеры. За его сохранностью наблюдают сотрудники милиции, которым доплачивают из недавно созданного фонда «Правопорядок». Только ЦУ МВС внесло туда полмиллиона рублей. Создаем новую электронную систему ограждения аэропорта. Ее взялся сделать для нас за 36 миллионов «Атоммаш». Проанализировали, сколько КПП нужно аэропорту. Разработали скользящий график их работы. Некоторые действуют только днем.
Мы убеждены: Шереметьево-2 стало криминогенной зоной еще и оттого, что доступ туда — любому. Считаем, надо пропускать в аэропорт лишь людей с авиабилетами, встречающих и провожающих. И все должны проходить проверку на оружие или взрывчатку. Предлагаем Моссовету принять соответствующее решение.
— Владимир Владимирович, вам известно, как расценило увольнение вашего бывшего работника МВД СССР?
— Да, письмо Трушина я получил и намеревался издать приказ об отмене увольнения О. Наум. Но получил письмо московского транспортного поокурора Г. Скаредова. Вот, читайте.
С изумлением читаю: «28.08.89 г. при регистрации рейса СУ-441 Б Наум О. И. в нарушение должностных обязанностей не указала в купоне и не зафиксировала в АСУ 226 кг багажа одного из пассажиров». То есть «нарушение», не отраженное ни в одном из достоверных документов, которые изучили я и независимо от меня помощник министра внутренних дел СССР А. Лысков, по-прежнему выдается за несокрушимый факт. И кем — транспортным прокурором, в первую очередь призванным охранять закон! Своим полным бездействием авиатранспортная прокуратура, проштемпелевавшая действия шереметьевских милиционеров в истории с Оксаной Наум, уже внесла лепту в расправу. Похоже, честь прокурорского мундира спасают теперь коллеги рангом повыше.
А бывший диспетчер, уволенная без малого уже два года назад, по-прежнему без работы…
И. АНДРЕЕВ,
спец. корр. «Известий».
«Известия» 10.08.1991 г.