August 4, 2021

ОБРАЩЕНИЕ К ПРЕЗИДЕНТУ РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНУ

Широко объявлено, что 20 августа Вы собираетесь от имени России подписать новый Союзный договор, призванный на необозримо длительный срок предопределить судьбу народов нашей страны. Между тем текст договора в той редакции, в какой он будет подписан, неизвестен населению России. Прежний же текст, готовившийся втайне и не подвергнутый до сих пор сколько-нибудь обстоятельному обсуждению ни в печати, ни на сессии Верховного Совета РСФСР, на наш взгляд, неудовлетворителен. Он заключает в себе много неясностей, недомолвок и противоречий, недопустимых в документе, требующем абсолютно однозначного толкования. Лежащая в его основе попытка соединить несоединимое — государственный суверенитет республик и по-прежнему унитарный характер Союза — делает этот суверенитет чисто декларативным, а сам Союз заведомо нежизнеспособным образованием, обреченным на непрерывные и, может быть, кровавые конфликты. Давая российскому руководству некоторые временные и частные преимущества, этот шаг грозит оказаться роковым для будущего России и страны в целом.

Никто до сих пор не смог внятно объяснить, что это значит — суверенные государства образуют еще одно самостоятельное, суверенное государство, руководство которого наделяется при этом более широкими, чем они, правами и полномочиями. Никто не в состоянии объяснить, зачем России, как и любой другой из республик, иметь над собой двух президентов, если мы не хотим зависеть от их взаимоотношений. Зачем нужны два Верховных Совета — источник «войны законов»? Зачем нужны — одно над другим — два правительства? И можно ли правовому государству жить по двум Конституциям сразу? Наконец, надо ли вообще создавать такой Союз, в который заведомо не хотят вступать шесть из бывших пятнадцати союзных республик, тогда как на других основах они все готовы к экономической интеграции и сотрудничеству?

Серьезные возражения вызывает разновременность подписания договора Россией и Украиной, еще не решившей для себя вопроса о вхождении в Союз на предложенных условиях. Отказ Украины поставить свою подпись под договором, по существу, лишил бы его смысла, в то же время заранее поставленная подпись РСФСР объективно означала бы попытку оказать влияние на результаты украинского референдума, несовместимую с обязательствами, которые приняла на себя Россия по договору между двумя республиками. Ничего хорошего не сулит и подписание договора Российской Федерацией при нерешенности вопроса о форме участия в нем Татарстана — это еще одна мина, положенная в основание «обновленного Союза».

Мы считаем, что, не познакомив с окончательной редакцией договора население Российской Федерации и не представив ему убедительного ответа на все эти вопросы, президент РСФСР не может подписывать Союзный договор. Более того, никто не вправе на десятилетия вперед решать судьбу народов, не получив их ясно выраженного согласия на это. Кардинальные условия, на которых Россия готова будет вступить в новый Союз, должны быть, по нашему убеждению, вынесены на всероссийский референдум.

Ключевая проблема, по которой важно услышать мнение граждан России и от решения которой зависит практически все остальное, — это вопрос, что должна представлять собой система органов власти на уровне Союза. Будет ли она воспроизведением теперешней системы, сложившейся в условиях тоталитарной диктатуры, когда республики не являлись суверенными государствами, или же это будет совокупность межреспубликанских органов управления, созданных самими республиками для выполнения совместных функций и программ и наделенных с этой целью строго ограниченными распорядительными и координационными полномочиями? Иными словами, формируется ли Союз заново или же дело ограничивается частичным «обновлением» существующих союзных органов и связей? И соответственно: кто должен принять окончательное решение о будущем устройстве Союза — Учредительный съезд, сформированный республиками специально для этой цели, или орган отменяемого «старого» Союза, каким является съезд народных депутатов СССР, избранный в 1989 году по недемократическому избирательному закону, в условиях, превзойденных историческим развитием нашей страны?

В убеждении, что предлагаемый референдум (точная формулировка которого может быть обсуждена дополнительно) — минимально необходимая предпосылка участия России в новом Союзном договоре, мы призываем Вас поддержать нашу инициативу и в любом случае не форсировать подписание договора без его тщательного и всестороннего общественного обсуждения. Поспешность в таком деле может оказаться слишком дорогостоящей.

Что касается юридической базы, необходимой для оперативного решения тех или иных текущих проблем, то для этого, на наш взгляд, было бы вполне достаточно временного соглашения, которое могло быть заключено тем же составом участников в объявленные сроки.

Приглашаем демократическую общественность присоединиться к данному обращению.

Юрий Афанасьев, Лев Тимофеев, Леонид Баткин, Вячеслав В. Иванов, Юрий Буртин, Владимир Библер, Елена Боввэр.
5.8.1991.
«Независимая газета» 08.08.1991 г.